В то время: Приходит к Иисусу прокажённый и, умоляя Его и падая пред Ним на колени, говорит Ему: если хочешь, можешь меня очистить. Иисус, умилосердившись над ним, простёр руку, коснулся его, и сказал ему: хочу, очистись. После сего слова проказа тотчас сошла с него, и он стал чист. И, посмотрев на него строго, тотчас отослал его, и сказал ему: смотри, никому ничего не говори; но пойди, покажись священнику, и принеси за очищение твоё, что повелел Моисей, во свидетельство им. А он, выйдя, начал провозглашать и рассказывать о происшедшем, так что Иисус не мог уже явно войти в город, но находился вне, в местах пустынных. И приходили к Нему отовсюду. (Мк 1, 40-45)
Стиль Бога: близость, сострадание и нежность
Сегодняшнее Евангелие представляет нам встречу Иисуса с человеком, страдающим проказой. Прокаженные считались нечистыми и, согласно предписаниям Закона, должны были оставаться за пределами города. Они были исключены из всех человеческих, социальных и религиозных отношений: например, они не могли войти в синагогу, не могли войти в храм, чтобы помолиться. Иисус же позволил этому человеку подойти к Себе, Он был тронут, даже протянул руку и коснулся его. В то время это было немыслимо. Таким образом, Он исполняет Благую Весть, которую возвещает: Бог приблизился к нашей жизни, Он сострадает судьбе израненного человечества и приходит, чтобы разрушить все барьеры, которые мешают нам жить в отношениях с Ним, с другими людьми и с самими собой. Он сделал Себя близким... Близость. Хорошо запомните это слово - близость. Сострадание: в Евангелии говорится, что Иисус, увидев прокаженного, сжалился над ним. И нежность. Три слова, которые указывают на Божий стиль: близость, сострадание, нежность. В этом эпизоде мы видим два "проступка", которые встречаются: проступок прокаженного, который подходит к Иисусу - и не может этого делать, - и Иисуса, который, движимый состраданием, с нежностью прикасается к нему, чтобы исцелить его, - и не может этого делать. Оба - преступники. Это два проступка.
Проступок прокаженного
Первый проступок - это проступок прокаженного: несмотря на предписания Закона, он выходит из изоляции и приходит к Иисусу. Его болезнь считалась Божьим наказанием, но в Иисусе он видит другое лицо Бога: не Бога, который наказывает, а Отца сострадания и любви, который освобождает нас от греха и никогда не исключает нас из Своего милосердия. Так человек может выйти из изоляции, потому что в Иисусе он находит Бога, разделяющего его боль. Отношение Иисуса привлекает его, побуждает выйти из себя и доверить Ему свою скорбную историю. (...)
Проступок Иисуса
Второй проступок - Иисуса: в то время как Закон запрещал прикасаться к прокаженным, Он тронут, протягивает руку и прикасается к нему, чтобы исцелить его. Кто-то скажет: Он согрешил, Он сделал то, что запрещает Закон, Он - преступник. Действительно, Он нарушитель. Он не ограничивается словами, Он прикасается к нему. А прикоснуться с любовью - значит установить отношения, вступить в общение, вовлечь себя в жизнь другого до такой степени, чтобы разделить с ним даже его раны. Этим жестом Иисус показывает, что Бог не равнодушен, не держится на "безопасном расстоянии"; напротив, Он приближается с состраданием и прикасается к нашей жизни, чтобы исцелить ее нежностью. Таков стиль Бога: близость, сострадание и нежность. Проступок Бога; в этом смысле Он - великий нарушитель.
Бог "пачкает" Себя нашей израненной человечностью
В современном мире так много наших братьев и сестер страдают от этой болезни, болезни Хансена, или от других болезней и ситуаций, с которыми, к сожалению, связаны социальные предрассудки. "Этот - грешник!" Вспомните тот момент, когда та женщина вошла на трапезу и возлила благовонное масло на ноги Иисуса. Другие говорили: "Если бы Он был пророком, то знал бы, что она за женщина, - она грешница". Презрение. Иисус, напротив, принимает, более того, дарит благодать: "Прощаются тебе грехи твои". Нежность Иисуса. И социальные предрассудки - отвержение людей со словами: "Это нечистый человек, этот - грешник, этот - обманщик, этот...". Да, иногда это правда, но не стоит предвзято относиться к людям. С каждым из нас может случиться так, что мы переживаем раны, неудачи, страдания, эгоизм, который закрывает нас от Бога и других, потому что грех закрывает нас в себе, из-за стыда, из-за унижения, а Бог хочет открыть сердце. Пред лицом всего этого Иисус учит нас, что Бог - это не какая-то идея или абстрактная доктрина, но Бог - это Тот, Кто "пачкает" Себя нашей израненной человечностью и не боится соприкасаться с нашими ранами. "Да что Вы говорите, святой Отец? Что Бог "пачкает" Себя?" Я этого не говорю, это сказал святой Павел: Он стал грехом (ср. 2 Кор 5, 21). Тот, кто не грешит, кто не может грешить, стал грехом. Посмотрите, как Бог осквернил Себя, чтобы приблизиться к нам, проявить милость и дать нам понять Свою нежность. Близость, сострадание и нежность.
Пережить два "проступка" из сегодняшнего Евангелия.
Чтобы соответствовать правилам хорошей репутации и социальным обычаям, мы часто замалчиваем свою боль или надеваем маски, чтобы скрыть ее. Чтобы соответствовать расчетам нашего эгоизма или внутренним законам наших страхов, мы не слишком вовлекаем себя в страдания других.
Давайте же попросим у Господа благодати, чтобы пережить эти два "проступка" из сегодняшнего Евангелия. "Проступок" прокаженного - чтобы у нас хватило смелости выйти из нашей изоляции и вместо того, чтобы оставаться в ней, жалеть себя или плакать о своих неудачах, жаловаться, и вместо этого пойти к Иисусу, какими мы есть: "Господи, вот я такой". Мы почувствуем это объятие, это объятие Иисуса, такое чудесное. А также "проступок" Иисуса – любовь, которая побуждает нас выходить за рамки условностей, которая побуждает нас преодолевать предрассудки и страх вмешиваться в жизнь других. Давайте научимся быть "нарушителями", как эти двое – как прокаженный и как Иисус.
/ Франциск /
---
Господи Иисусе Христе Боже наш
Боже всякого милосердия и щедрот, милость Которого безмерна и человеколюбия — неизмеримая пучина! Мы, припадая к Твоему величию, со страхом и трепетом, как недостойные рабы, приносим благодарение Тебе о милостях, оказанных нам. Как Господа, Владыку и благодетеля, мы Тебя славим, хвалим, поем и величаем и, припадая, снова благодарим! Твое несказанное милосердие смиренно молим: как ныне Ты принял наши мольбы и исполнил их, так и в будущем дай нам преуспевать в любви к Тебе, к ближним и во всех добродетелях. И сподоби нас всегда благодарить и славить Тебя, вместе с безначальным Твоим Отцом и всесвятым, и благим, и единосущным Твоим Духом.
Аминь.
Comments