В то время: Иисус сказал фарисеям: Некоторый человек был богат; одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях; и желал напитаться крошками, падающими со стола богача; и псы, приходя, лизали струпья его. Умер нищий, и отнесён был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его. И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама, и Лазаря на лоне его. И, возопив, сказал: «отче Аврааме! умилосердись надо мною, и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой; ибо я мучаюсь в пламени сем». Но Авраам сказал: «чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твоё в жизни твоей, а Лазарь злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь. И сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят». Тогда сказал он: «так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего; ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения». Авраам сказал ему: «у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их». Он же сказал: «нет, отче Аврааме; но, если кто из мёртвых придёт к ним, покаются». Тогда Авраам сказал ему: «если Моисея и пророков не слушают, то, если бы кто из мёртвых воскрес, не поверят». (Лк 16, 19-31)
Некоторый человек был богат
О богатом человеке в Евангелии не говорится ничего плохого: более того, возможно, он был по-своему религиозен. Он молился какими-то молитвами и, несомненно, два-три раза в год ходил в Иерусалимский храм для жертвоприношений и чтобы преподнести крупные пожертвования местным священникам. Те же, в своем клерикальном малодушии, благодарили его и усаживали на почётные места. Однако этот богач не замечал, что у его ворот постоянно находится нищий Лазарь, голодный, в струпьях, как символ человеческой нужды. Если бы тот выезжал из своих владений на машине в наше время, то у неё бы были тонированные стёкла, чтобы не разглядеть всего окружающего. Однако, без всякого сомнения, его душа, глаза его души были тонированы, чтобы не замечать.
Он был болен, был заражён мирским духом
Богач глядел лишь в направлении собственной жизни и не понимал, что с ним случилось - с человеком, который не был плохим. Он был болен, был заражён мирским духом. Обмирщение деформирует души и лишает ощущения реальности: такие люди живут в искусственном мире, сделанном только для них... Дух мира сего анестезирует душу. Поэтому тот обмирщённый человек был не в состоянии увидеть реальность. Очень много людей несут на себе жизненные тяготы и сложные проблемы; но если моё сердце обмирщилось, я никогда этого не пойму. С мирским сердцем нельзя понять нужды и потребности других людей. С мирским сердцем можно ходить в церковь, можно молиться, можно делать много всего разного. Эгоизм – это ужасная болезнь, которая ослепляет и не дает смотреть реально на окружающий мир.
Люди мирские лишаются имён
Богатый человек удаляет своё сердце от Бога: его душа пуста, она как бесплодная и необитаемая земля, потому что люди обмирщённые, по сути, остаются наедине со своим эгоизмом. У того богача больное сердце, настолько привязанное к его образу жизни, что вряд ли его можно излечить. Кроме того, в то время как у бедняка было имя - Лазарь, богач никак не назван. Он не имел имени, потому что люди обмирщённые теряют свои имена. Они становятся лишь одними из состоятельной толпы, которая ни в чём не нуждается. Люди мирские лишаются имён.
Мирской человек закрыт для Слова
Богач не в состоянии видеть бедняка Лазаря, сидящего у его двери, дающего собакам зализывать свои раны. Но еще более драматичным является то, что тот обмирщённый человек не может понять, что единственный путь к спасению лежит не через какие-то необычные проявления Бога: он заключается в смиренном слушании Слова спасения. Авраам справедливо отмечает, что тому, кто не слушает Слово, не помогут даже самые великие чудеса. Если у человека нет открытости и доверия Богу, то никакие чудеса не смогут вселить веру в его сердце. Нужно следовать Евангелию, правилам, которые даёт Господь. Только так человек наполняет своё сердце Божественной силой и любовью, и ему не нужны сверхъестественные Божьи действия для подтверждения веры, все уже есть в его сердце. В этот период Великого поста самое время понять важность слушания Слова Иисуса: оно может дать нам по-настоящему узнать спасение и мир, но при условии, что мы слушаем его с открытым сердцем.
Богатство и связанный с ним риск
Богатство, само по себе, это не проклятие, но оно представляет собою большую опасность, ибо оно легко ослепляет человека, делая его неспособным поддерживать подлинных отношений с другими людьми, с самой действительностью и, следовательно, с Богом. Именно это происходит в истории, которую рассказывает Иисус. Богач, погрузившись в роскошь и излишества, в упор не видит бедного Лазаря, который лежит прямо у его двери, перед глазами. После смерти богача ситуация меняется на прямо противоположную, и его комфортная и беззаботная жизнь превращается в страдания; но что-то делать уже слишком поздно: время принимать решения закончилось, и теперь Слово Божие больше не может помочь. От славы богача ничего не осталось, даже имени, - в отличие от Лазаря. Таким образом, богатство – это всего лишь простой и недолговечный инструмент, и от того, как мы его используем, зависит наша вечная жизнь.
Два способа восприятия реальности и два вердикта
Богач и нищий Лазарь воплощают в себе два диаметрально противоположных способа восприятия реальности: богач живет для себя, он закрыт в своем мире, не способен обратить внимание на нужды, хотя бы минимальные, того, кто лежит у его двери, моля о милосердии. Поэтому в этой евангельской истории, имеются два вердикта: проклятие человека, который уповает на сей мир, и благословение того, кто уповает на Господа. Иисус указывает, что каждый готовит свою вечную судьбу с помощью собственных решений и поступков уже на этой земле, и об этом очень важно помнить. Мы сами выбираем ад, если живем здесь, на земле, как отгородившиеся от всех эгоисты, ставя свои интересы превыше всего.
/ По материалам radiovaticana.va /
---
Молитва о солидарности с бедными
Господи Иисусе из Назарета!
Ты разделял Свою жизнь с бедными. Изливай на наши семьи и общины дух солидарности и любви. Освободи нас от всего, что не даёт нам приблизиться к бедным, всего, что вызвано предубеждениями и нашим стилем жизни. Иисус, благословляя бедных, открыл, что Царствие Божье принадлежит им.
Дай нам свободное и великодушное сердце, чтобы мы могли стать для людей очагами, готовыми делиться Божьей любовью со всеми. По заступничеству святого Казимира, опекуна нуждающихся и нищих, хотим постоянно строить мосты солидарности с бедными для созидания нового мира, в котором сможем разделять со всем человечеством Слово и Хлеб на совместной трапезе жизни.
Аминь.
Comentarios