В то время: Восходя в Иерусалим, Иисус дорогою отозвал двенадцать учеников одних, и сказал им: вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть; и предадут Его язычникам на поругание и биение и распятие; и в третий день воскреснет. Тогда приступила к Нему мать сыновей Зеведеевых с сыновьями своими, кланяясь и чего-то прося у Него. Он сказал ей: чего ты хочешь? Она говорит Ему: скажи, чтобы сии два сына мои сели у Тебя один по правую сторону, а другой по левую в Царстве Твоём. Иисус сказал в ответ: не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я буду пить, или креститься крещением, которым Я крещусь? Они говорят Ему: можем. И говорит им: чашу Мою будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься; но дать сесть у Меня по правую сторону и по левую — не от Меня зависит, но кому уготовано Отцом Моим. Услышав сие, прочие десять учеников вознегодовали на двух братьев. Иисус же, подозвав их, сказал: вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом; так как Сын Человеческий не для того пришёл, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих. (Мф 20, 17-28)
Вот, мы восходим в Иерусалим
Великий Пост сопровождает Иисуса на пути в Иерусалим, где совершится Его Пасха - страсти, смерть и воскресение. Несмотря на то, что Он идет не один, Иисус все же может испытывать одиночество. Апостолы не могут угнаться за Ним в Его духовном путешествии. Они физически двигаются, но отстают в плане понимания миссии Иисуса. У них нет четкого представления о том, что на самом деле означает следовать за Иисусом. Пребывая в общении с Иисусом, они руководствуются собственными интересами. И Он объясняет им смысл Своей миссии и одновременно разъясняет миссию апостолов. Иисус призвал их не для того, чтобы они получили славу и почести, но для того, чтобы каждый из них пережил в своей жизни участь призвавшего их. Только когда апостолы усвоят эту логику, их апостольство станет действенным. Мы похожи на них, когда не понимаем значения креста и хотим использовать Иисуса для нашей собственной славы.
Скажи, чтобы сии два сына мои сели у Тебя один по правую сторону, а другой по левую в Царстве Твоём
Слова матери Иакова и Иоанна звучат неуместно, особенно после того, что сказал Иисус. Но женщина всего лишь выразила вслух мысль, которую все двенадцать апостолов имели в сердце. Каждый из них хотел бы обеспечить себе надёжное положение, престижное место в этом Божьем Царстве, о котором так часто говорил Учитель. Именно поэтому все взволновались, услышав слова Иисуса, и рассердились на двух братьев. Это действительно грустно: молиться и искать Господа только тогда, когда нам что-то нужно. В этом случае мы ведем себя не как дети Божьи, но как рабы, которые пытаются "купить" благодать с помощью какого-то хорошего поступка и формальной молитвы. Иисусу не нужны такие люди: Он ищет тех, кто готов подняться с Ним на крутую вершину Голгофы, чтобы достичь такой же, как и у Него, славы.
Не знаете, чего просите
Эти два брата, разумеется, не блещут смирением и умом. Они проявляют себя не только как карьеристы, но и как неразумные люди: Иисус только что говорил о Своей смерти, в ответ на это они ведут себя совершенно неуместно. Более того, другие апостолы также проявляют свое невежество: они возмущаются, услышав просьбу матери сыновей Зеведеевых, только из зависти, а не потому, что поняли сказанное Учителем. Иисус однако не расстраивается и пользуется случаем, чтобы объяснить им, как действительно достичь обладания Божьим Царствием. Оно не для тех, кто желает первенствовать, но только для тех, кто в смирении и молчании склоняются и омывают ноги другим.
Можете ли пить чашу, которую Я буду пить?
Истинная честь выражается вовсе не в том, чтобы иметь признание среди людей и занимать особое положение в мире. Напротив, честь заключается в том, чтобы иметь возможность пить из одной чаши с Господом. Чаша сия есть чаша страстей, которую Иисус испил до дна. Апостолы пока еще не могут понять этого, но придет время, когда они будут даже гордиться тем, что их гнали за имя Иисуса. Многие христиане считают, что живут по Евангелию, продолжая искать чисто человеческой выгоды. Для них Крест Иисуса является источником скандала: они не понимают, что наша реализация, а том числе и чисто человеческая, заключается в выборе последних мест. И если на первый взгляд этот выбор может показаться суровым и неприятным, то в итоге он оказывается самым выигрышным.
Кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою
Власть является одним из тех искушений, которым человеку трудно сопротивляться. Эта евангельская страница - одно из доказательств этому: даже среди Двенадцати, среди вернейших учеников Иисуса, есть некоторые, кто желает быть выше всех и господствовать над другими. И эта попытка занять два самых важных "кресла" в правительстве царства делается после того, как Иисус говорил о Своей скорой смерти! Но просьба матери сыновей Зеведея дает возможность Иисусу разъяснить, как должны вести себя Его истинные ученики: в Царствии Божием величие измеряется не властью, которой ты обладаешь, но способностью поставить себя на служение другим; образцом для подражания является Сам Иисус, Который стал слугой всех вплоть до самопожертвования на Кресте.
Когда сил больше нет идти дальше
Порой и мы можем испытывать разочарование на нашем пути следования за Иисусом. Мы ожидали, что все как-то пойдет гладко, без проблем, что у нас уже будет место в Царстве Божьем, и здесь снова на нас обрушиваются трудности и страдания. Более того, снова и снова наш путь ученика требует, чтобы мы смиряли себя, служили, ежедневно отдавали свою жизнь в дар Богу и другим людям. Господь Иисус терпеливо объясняет нам, что мы не должны стремиться к правлению, как цари земные, а большинство языческих правителей были тиранами. Через крещение мы участвуем в царственной миссии Христа, которая связана именно со служением. Всякий раз, когда мы начинаем искать утешения для себя, а не для воли Бога, нам нужно обратиться к Иисусу, который омывает ноги своим ученикам в знак Своей бесконечной любви. У Него мы всегда можем черпать новые силы, чтобы идти дальше.
---
Господи, мой Господи
Как я возблагодарю Тебя! На путях моих видел я руку Твою, ведал я милость Твою, в изумлении зрел Тебя.
Господи, мой Господи! Как я возблагодарю Тебя! Ты миловал и сохранял меня, Ты давал мне мысль и смелость, Ты приводил меня к людям Твоим, творящим волю Твою.
Господи, мой Господи! Как я возблагодарю Тебя! Во всех путях моих Ты соблюдал мне близких моих, Ты дал мне радость соединиться с ними, Ты сохраняешь их.
Сохрани же душу мою к Тебе, Господи, мой Господи, дай ей силу огненную любви Твоей, дай ей усилие в молитве к славе Твоей, дай ей услаждение сладчайшим Именем Твоим, дай ей слезы любви Твоей, дай ей забвение о всем мире сем, ради любви Твоей, дай ей свободу от страха и тревоги мира сего.
Аминь.
Comentarios