“Мое Божественное Сердце настолько горячо любит людей, что оно не может дольше удерживать в себе пламя этой пылающей любви. Оно должно излиться на них через тебя и показать себя им, и обогатить их своими драгоценными сокровищами, которые содержат всю благодать, необходимую им, чтобы спастись от погибели. Я выбрал тебя, как бездну недостоинства и неведения, для выполнения такого великого замысла, чтобы все могло быть сделано Мною.” /Иисус св. Маргарите Марии Алакок/
С самых ранних времен Церковь почитала жертвенную любовь Христа к людям, для которой существовали различные символы. В древности это был образ Доброго Пастыря. В Средние века получил распространение культ пяти Христовых ран и увенчанной тернием главы Христовой. Тогда же возник и культ Сердца Иисуса (как продолжение и развитие культа главной из пяти Его ран – в боку), который постепенно набирал силу. Его следы можно обнаружить, в частности, в монастырях цистерцианок в Саксонии в XIII веке (видения св. Матильды и св. Гертруды Хельфтской), в жизнеописаниях средневековых святых, в практиках доминиканского, францисканского и картезианского орденов. Однако заметным явлением в церковной жизни он стал уже в Новое Время.
Традиция почитания Пресвятого Сердца Иисуса
Почитание Сердца Иисуса практиковалось среди последователей devotio moderna ("нового благочестия", принятого в общинах "Братьев совместной жизни" в Нидерландах), поддерживалось некоторыми членами возникших в XVI веке новых монашеских орденов – иезуитами и ораторианами, а также "старых" орденов – бенедиктинцами, кармелитами, францисканцами, и известными в Европе учителями аскетики. Французский священник эпохи Людовика XIV (вторая половина XVII века) св. Жан Эд в 1672 г. с разрешения духовных властей впервые отслужил Мессу Сердцу Иисуса. Он же стал основоположником одной из традиций почитания Сердца Иисуса во Франции.
Явления Иисуса Маргарите Марии Алакок
Огромную роль в распространении культа Сердца Иисуса сыграли мистические видения монахини Маргариты Марии Алакок. Иисус явился ей в октаву праздника Божия Тела 1675 г. и повелел добиваться установления праздника в честь Его Сердца. Сестра Алакок получила поддержку со стороны своего духовника-иезуита Клода де ла Коломбье. В 1684 г. увидела свет книга Коломбье с описанием видений Маргариты Марии, в 1691 г. – биография Маргариты Марии, принадлежащая перу иезуита Жана Круазе, а в 1698 г. – ее собственная книга о почитании Сердца Иисуса. Все они пользовались огромной популярностью в среде французского духовенства, монашества и набожных мирян. Некоторое время формы почитания Святого Сердца, восходящие к отцу Жану Эду, существовали параллельно с традицией Маргариты Марии Алакок и отца де ла Коломбье. Впоследствии оба движения слились воедино.
Церковное подтверждение поклонения Сердцу Иисуса
Почитание Сердца Иисуса ширилось, возникали многочисленные братства, посвященные "Святейшему Сердцу". В 1720 г. зафиксировано первое публичное – вне монастырских стен и приватных богослужений церковных братств – поклонение Сердцу Иисуса и всеобщее посвящение ему. Это произошло в Марселе во время эпидемии чумы. Однако Рим долго медлил с установлением соответствующего праздника. Наконец, Папа Климент XIII полуофициально утвердил его для Франции в 1765 г. В 1794 году Папа Пий VI в своей булле "Auctorem fidei" защищал почитание Сердца Иисуса от нападок янсенистов, утверждавших, что недопустимо поклоняться телесному сердцу, отделенному от полноценной личности Иисуса Христа.
Установление Праздника Святейшего Сердца Иисуса
В 1856 г. Папа Пий IX провозгласил праздник Сердца Иисуса обязательным для всей Церкви. Папа Лев XIII в 1889 г. поднял его ранг до наивысшего и рекомендовал посвящение всего мира Сердцу Иисуса. Прежде подобная практика существовала лишь в отдельных монастырях и братствах, однако в 1875 году – в ознаменование 200-летия явления Иисуса Маргарите Марии Алакок – такие посвящения прошли по всему католическому миру. 11 июня 1899 года Папа Лев XIII сам посвятил Сердцу Иисуса всё человечество, назвав это "великим деянием" своего понтификата. Об этом посвящении его попросила португальская монахиня Мария Святого Сердца из конгрегации Доброго Пастыря, утверждавшая, что ее об этом, в свою очередь, попросил Сам Иисус Христос. Она умерла в день праздника Пресвятого Сердца, за два дня до "великого деяния" Льва XIII. Лев XIII также утвердил вотивную Мессу Сердцу Иисуса, которая отныне должна была совершаться по первым пятницам месяца.
В первой половине XX века, в период тягчайших испытаний, выпавших на долю европейского человечества, культ Сердца Иисуса стал особенно популярен. В это время были канонизированы предтечи почитания Пресвятого Сердца: сестра Маргарита Мария Алакок – в 1920 г., отец Жан Эд – в 1925 г. (в 1903 году папа Пий IX провозгласил Эда носителем героических добродетелей и присвоил ему титул "автора богослужений Святейшему Сердцу Иисуса и Святому Сердцу Девы Марии"), а отец Клод де ла Коломбье был причислен к лику блаженных в 1992 году. Папа Пий XII посвятил почитанию Сердца Иисуса специальную энциклику (1956 г.).
Богословское уразумение тайны Сердца Иисуса
Резкие протесты против культа Сердца Иисуса раздавались в лагере янсенистов (оппозиционное движение в Католической Церкви XVII-XVIII веков, в конце концов отделившееся от нее) и среди богословов-рационалистов эпохи Просвещения. Уже в XX столетии попытку дать более глубокое обоснования практике почитания Сердца Иисуса предпринял виднейший немецкий богослов-иезуит Карл Ранер. Он указал на символическое значение "сердца" как пра-Слова, пра-Понятия, на котором основываются Священное Писание и древняя церковная практика, а также как центра личности, средоточия человеческого «я» как такового. Тем самым мы можем говорить о богословско-антропологических основаниях данного культа.
Сердце Иисуса – это центр Его воспринятой ипостасью Слова человечности, исполненное милосердной любви Богочеловечество Христово. Литургические тексты праздника подчеркивают необходимость уподобления Сердцу Иисуса и умению узнавать Его в братьях, а префация указывает на пробитое копьем Сердце Иисуса как источник освящающей благодати таинств Крещения и Евхаристии, без которых невозможно Спасение. В современном церковном календаре Сердцу Иисуса, кроме специального праздника, посвящаются каждая первая пятница месяца и весь месяц июнь.
Обещания Иисуса для тех, кто будет почитать Его Святое Сердце
Представляя Своё Святейшее Сердце Св. Маргарите Марии Алакок (1647-1690) Иисус сказал: "Вот Сердце, которое так возлюбило людей и не щадило себя, аж до конца... А взамен от большинства оно получает только неблагодарность... неуважение и святотатство, равнодушие и пренебрежение...". В четырёх видениях св. Маргарите Марии Алакок Иисус оставил Свои обещания для всех, кто будет чтить Его Святое Сердце.
Девять первых пятниц. Необходимые условия
Девять раз принять Святое Причастие;
В первую пятницу каждого месяца (необходимо исповедоваться в восьмидневный период перед первой пятницей);
В течении девяти месяцев подряд, без перерыва; с надлежащим отданием;
С намерением вознаграждения Святейшему Сердцу Иисуса и получения обещанных духовных благ.
Все видения Иисуса св. Маргарита Мария Алакок описала в своих письмах.
Обещания, которые оставил Иисус почитателям Своего Святого Сердца
Уделю им все милости, необходимые в их состоянии.
Мир и согласие будут господствовать в их семьях.
Утешу их во всех скорбях.
Буду им безопасным прибежищем в жизни, а особенно в час смерти.
Благословлю в изобилии все их начинания.
Грешники найдут в Моём Сердце источник бесконечного милосердия.
Души остывшие станут пламенными.
Пламенные души быстро дойдут до высокого совершенства.
Благословлю дома, в которых будет выставлено и почитаемо изображение Моего Сердца.
Дам священникам силу сокрушения самых закаменелых сердец.
Имена тех, кто будет распространять это богослужение, будут записаны в Моём сердце и останутся в Нём навсегда.
От избытка милосердия Моего Сердца обещаю..., что Моя всемогущая Любовь уделит милость последнего покаяния всем, кто примет Святое Причастие девять первых пятниц месяца подряд, так что не умрут они в Моей немилости и без таинств, и Моё Божественное Сердце будет для них безопасным убежищем в последний момент (их жизни).
Молитва посвящения себя и всего человечества Святейшему Сердцу Иисуса
С. О Иисус милосердный, Искупитель человеческого рода! Милостиво воззри на нас, с глубоким смирением припадающих к Твоему престолу.
В. Мы — Твои, и хотим быть Твоими.
С. Желая всё же ещё теснее соединиться с Тобою, каждый из нас сегодня посвящает себя добровольно Святейшему Сердцу Твоему. Тебя многие никогда не знали, от Тебя многие отреклись, презрев заповеди Твои. Сжалься над теми и другими, о благой Иисус, и привлеки всех к Святому Сердцу Твоему. Будь Царём, Господи, не только верных, никогда не оставлявших Тебя, но и блудных сынов, ушедших от Тебя.
В. Приведи их скоро в Отчий дом, да не погибнут от духовной нищеты и голода.
С. Будь Царём и тех, кого ложные толки ввели в заблуждение или разделило разногласие. Приведи их обратно к полноте истины и к единству в вере, да будет скоро одно стадо и один Пастырь. Также и всех, Тебя ещё не знающих, приведи в семью верующих. Даруй, Господи, Церкви Твоей полное процветание и свободу, даруй всем народам жить в мире и согласии, чтобы со всех концов вселенной звучало единогласно:
В. Слава Божественному Сердцу, через Которое нам дано Спасение! Слава Ему и честь во веки веков.
Аминь.
Молитва св. Маргариты Марии Алакок Святейшему Сердцу Иисуса
Отче Предвечный, Вечный Отец,
Приношу Тебе Сердце Иисуса Христа,
Твоего возлюбленного Сына,
Как Он принес Себя самого в жертву за меня.
Прими этот дар от меня,
Вместе со всеми желаниями,
Всеми чувствами,
Всей любовью,
Всеми движениями,
Всеми деяниями Святейшего Сердца.
Они мои, поскольку Он принес Себя в жертву за меня,
И я хочу жаждать только Его одного.
Прими эту жертву ради умилостивления за мои грехи
И в благодарность за Твое благословение.
Прими эту жертву, и ради заслуг Иисуса Христа
Даруй мне все необходимые милости,
Особенно благодать стойкости до конца.
Прими этот дар как множество дел любви,
Как поклонение, как хвалу,
Которую я воздаю Твоему Божественному Величию,
Поскольку именно через Сердца Иисуса
Тебя можно достойно почтить и прославить.
Аминь.
Comments