В то время: Один законник встал, и, искушая Иисуса, сказал: Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Он же сказал ему: в законе что написано? как читаешь? Он сказал в ответ: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя». Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить. Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний? На это сказал Иисус: некоторый человек шёл из Иерусалима в Иерихон, и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его, и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шёл тою дорогою, и, увидев его, прошёл мимо. Также и левит, быв на том месте, подошёл, посмотрел, и прошёл мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашёл на него и, увидев его, сжалился. И, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привёз его в гостиницу, и позаботился о нём. А на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: «позаботься о нём; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе». Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам? Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же. (Лк 10, 25-37)
Образ жизни, центром тяжести которой являемся не мы сами, а другие
Литургия предлагает нам сегодня притчу о милосердном самарянине. В этой притче, рассказанной Иисусом просто и увлекательно, показан образ жизни, центром тяжести которой являемся не мы сами, а другие, с их трудностями, – люди, с которыми мы сталкиваемся на нашем пути и которые взывают к нам. Другие люди, которые взывают к нам. И если эти другие не обращаются к нам за помощью, значит, с нами что-то не так; значит, в нашем сердце есть что-то нехристианское. Иисус использует эту притчу в диалоге с книжником, говоря о двойной заповеди, которая позволяет войти в вечную жизнь: возлюбить Господа Бога всем сердцем и ближнего, как самого себя. "Да, конечно, - отвечает этот книжник, - но скажи мне, кто мой ближний?". Мы тоже можем задать себе этот вопрос: а кто мой ближний? Кого я должен любить, как самого себя? Моих родителей? Моих друзей? Моих земляков? Тех, кто исповедует ту же религию, что и я? Кто мой ближний?
Мы не должны составлять «каталог» других людей, чтобы решить, кто мой ближний, а кто нет
Иисус отвечает этой притчей. На человека, шедшего из Иерусалима в Иерихон, напали грабители, избили и бросили на обочине дороги. Тем же путем проходили сначала священник, а затем левит, которые, видя раненого, не остановились и прошли мимо. Потом шел самарянин, то есть один из жителей Самарии, которых презирали иудеи, потому что они не придерживались истинной религии. И все же именно он, увидев этого несчастного бедняка, «сжалился. И, подойдя, перевязал ему раны […], привёз его в гостиницу, и позаботился о нём»; и на следующий день поручил его заботам хозяина гостиницы, заплатил за него и сказал, что оплатит также остальное, если он потратит больше. Сказав это, Иисус обратился к книжнику и спросил его: "Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?". Тот, конечно, был умным человеком и поэтому ответил: " Оказавший ему милость". Иисус, таким образом, полностью перевернул первоначальную перспективу законоучителя - а также и нашу! Мы не должны составлять «каталог» других людей, чтобы решить, кто мой ближний, а кто нет. От нас самих зависит, каждый из нас решает, быть или не быть ближним для встреченного нами человека, который нуждается в помощи, даже чужого или, возможно, враждебного. В завершение Иисус говорит: "Иди и ты поступай так же".
Стань ближним для брата и сестры, когда видишь, что они испытывают трудности
Какой прекрасный урок! Он повторяет это каждому из нас: "Иди и ты поступай так же", стань ближним для брата и сестры, когда видишь, что они испытывают трудности. "Иди и ты поступай так же". Следует делать добрые дела, а не только говорить слова, которые летят на ветер. Я вспоминаю эту песню: "Parole, parole, parole" («Слова, слова, слова»). Нет! Нужно делать, делать, делать. И благодаря добрым делам, которые мы творим с любовью и радостью по отношению к своему ближнему, наша вера прорастает и приносит свои плоды. Давайте спросим себя - и пусть каждый ответит в своем сердце – плодотворна ли наша вера? Приносит ли она добрые дела? Или она бесплодна, а значит, более мертва, чем жива? Становлюсь ли я ближним или просто прохожу рядом? Разделяю ли я людей по своей прихоти? Эти вопросы следует задавать себе часто, потому что в конце мы будем судимы по делам милосердия. Господь может сказать нам: "Помнишь тот случай по дороге из Иерусалима в Иерихон? Этим полуживым человеком был Я. Помнишь? Тем голодным ребенком был Я. Помнишь? Тем мигрантом, которого многие хотели выгнать вон, был Я. Одинокие старики, брошенные в домах престарелых, - это был Я. Одинокие люди в больнице, к которым никто не приходит, - это Я". Да поможет нам Дева Мария идти по дороге любви, великодушной любви к другим, по дороге Доброго самарянина. Да поможет Она нам жить главной заповедью, которую оставил нам Иисус. Эта дорога ведет к вечной жизни.
/ Франциск /
---
Молитва о всех страждущих
Господи Иисусе Христе, услышь просьбы, мольбы и слёзы всех страждущих и больных. Даруй им утешение, освети их жизнь, отмеченную печатью страдания, и будь светом на пути, по которому они идут к своей цели. Прошу Тебя за всех страждущих в нашей общине и во всём мире, тех, кто страдает дома, в больницах, стремится поправить своё здоровье в санаториях. Удели всем им благодать Свою. Боже, скажи им, что слёзы и кровь человеческие никогда не истекают бессмысленно, ибо всех Ты желаешь сделать Твоими соработниками в деле спасения мира, чтобы они открыли Лик Твой, запечатлённый в сердце каждого из нас.
Аминь.
コメント