В то время: Когда выходил Иисус в путь, подбежал некто, пал пред Ним на колени, и спросил Его: Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Знаешь заповеди: «не прелюбодействуй»; «не убивай»; «не кради»; «не лжесвидетельствуй»; «не обижай»; «почитай отца твоего и мать». Он же сказал Ему в ответ: Учитель! всё это сохранил я от юности моей. Иисус, взглянув на него, полюбил его и сказал ему: одного тебе недостаёт: пойди, всё, что имеешь, продай и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, последуй за Мною, взяв крест. Он же, смутившись от сего слова, отошёл с печалью, потому что у него было большое имение. И, посмотрев вокруг, Иисус говорит ученикам Своим: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие! Ученики ужаснулись от слов Его. Но Иисус опять говорит им в ответ: дети! как трудно надеющимся на богатство войти в Царствие Божие! Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие. Они же чрезвычайно изумлялись и говорили между собою: кто же может спастись? Иисус, воззрев на них, говорит: человекам это невозможно, но не Богу; ибо всё возможно Богу. (Мк 10, 17-27)
Безымянный богатый юноша
Сегодняшняя литургия предлагает нам встречу Иисуса с человеком, у которого «было большое имение» и который вошёл в историю как «богатый юноша». Мы не знаем его имени. Евангелие от Марка, в действительности, говорит о нем как о «таком», не называя его возраста и имени, предполагая, что в том человеке мы все можем видеть себя, как в зеркале. Его встреча с Иисусом фактически позволяет нам пройти испытание веры. Читая это, я испытываю свою веру.
Что делать, чтобы наследовать
Этот человек начинает с вопроса: «что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?». Отметим употребляемые в нем глаголы: что делать - чтобы наследовать. Вот его религиозность: долг, действие для того, чтобы иметь; «Я делаю что-то, чтобы получить то, что мне нужно». Но это коммерческие отношения с Богом, do ut des. С другой стороны, вера — это не холодный и механический ритуал, «должен-сделать-получить». Это вопрос свободы и любви. Вера — это вопрос свободы, это вопрос любви. Вот первое испытание: что для меня вера? Если это главным образом долг или разменная монета, мы заблуждаемся, потому что спасение — это дар, а не обязанность, оно бесплатно и не может быть куплено. Первое, что нужно сделать, это освободиться от коммерческой и механической веры, которая внушает ложный образ отчетливого Бога, Бога-контролера, а не Отца. И много раз в жизни мы можем жить этими отношениями «коммерческой» веры: я делаю это, чтобы Бог дал мне это.
Он обратил на него взор Свой
Иисус помогает этому человеку, предлагая ему истинное лицо Бога. На самом деле, - говорится в тексте, - «Он обратил на него взор Свой» и «возлюбил его»: это Бог! Здесь рождается и возрождается вера: не из долга, не из того, что нужно сделать или за что заплатить, а из взгляда любви, который нужно принять. Так христианская жизнь становится прекрасной, если она основана не на наших способностях и наших замыслах, а на взоре Божием. Не устала ли твоя вера, моя вера? Ты хочешь оживить ее? Ищи взора Божия: поклоняйся Ему, дай себе получить прощение на исповеди, предстань перед Распятием. Одним словом, позволь Ему любить тебя, это начало веры: позволь любить тебя Ему, который есть Отец.
Иди, продай имение твое и раздай нищим
После вопроса и взгляда следует - третий и последний момент - приглашение Иисуса, который говорит: «Тебе не хватает только одного». Чего не хватало этому богачу? Дара, безвозмездности: «Иди, продай имение твое и раздай нищим». Это то, чего нам, возможно, тоже не хватает. Часто мы делаем самый минимум, в то время как Иисус приглашает нас делать как можно больше.
Как часто мы ограничиваемся обязанностями - заповедями, какой-то молитвой и многим подобным, - а Бог, дающий нам жизнь, требует от нас жизненного энтузиазма! В сегодняшнем Евангелии мы ясно видим этот переход от долга к дару; Иисус начинает с того, что вспоминает заповеди: «Не убий, не прелюбодействуй, не кради…» и т. д., и приходит к положительному предложению: «пойди, всё, что имеешь, продай и раздай нищим!». Вера не может ограничиваться «нет», потому что христианская жизнь — это «да», «да» любви.
Вера без дара, вера без дара есть вера неполная, вера слабая, вера больная. Это можно было бы сравнить с обильной и питательной пищей, лишенной, однако, вкуса, или с матчем более или менее хорошо сыгранным, но без гола: нет, не получается, «соли» нет. Вера без дара, без безвозмездности, без дел милосердия, в конце концов, делает нас печальными: подобно тому человеку, который, даже если Сам Иисус взглянул на него с любовью, вернулся домой «опечаленным» и «помраченным лицом».
Сегодня мы можем спросить себя: «На каком этапе находится моя вера? Переживаю ли я это как нечто механическое, как долг или деловые отношения с Богом? Помню ли я, как оживил ее, позволив Иисусу посмотреть на меня и полюбить меня?» Позволить Иисусу смотреть на нас и любить нас; позволяя Иисусу смотреть на нас, любить нас. И, привлеченный Им, отвечаю ли я бескорыстно, щедро, от всего сердца?
Пусть Дева Мария, сказавшая Богу полные "да", "да без но" - нелегко сказать "да" без "но" - позволит нам вкусить красоту превращения жизни в дар.
/ Франциск /
---
Молитва о подражании Христу
Господи Иисусе Христе, Ты призвал меня, чтобы с Тобою я шёл к Отцу — я хочу жить для Тебя.
Будь моим светом. Будь моей силой. Будь моим Учителем, Которого я слушаю и за Которым иду.
Запиши на скрижалях сердца моего Слово Твоё. Да будет пред моими очами поданный Тобою пример. Наполни меня Твоей жизнью, дабы я славил Тебя и служил братьям, как Ты заповедал.
Избавь меня от греха. Сломи во мне то, что противится Тебе. Дай мне Духа Твоего и соделай, дабы во мне исполнились Твои обетования. Я хочу жить через Тебя, с Тобою и в Тебе — в любви Духа Святого, во славу Бога Отца.
Аминь.
Comments