В то время: Собрались Апостолы к Иисусу, и рассказали Ему всё, и что сделали, и чему научили. Он сказал им: пойдите вы одни в пустынное место и отдохните немного. Ибо много было приходящих и отходящих, так что и есть им было некогда. И отправились в пустынное место в лодке одни. Народ увидел, как они отправлялись, и многие узнали их. И бежали туда пешие из всех городов, и предупредили их, и собрались к Нему. Иисус, выйдя, увидел множество народа, и сжалился над ними, потому что они были, как овцы, не имеющие пастыря; и начал учить их много. (Мк 6, 30-34)
Два важных аспекта нашей жизни
Поведение Иисуса, которое мы наблюдаем в сегодняшнем Евангелии, помогает нам понять два важных аспекта нашей жизни. Первый — отдых. Апостолам, возвращающимся с миссионерских трудов и с энтузиазмом начинающим рассказывать обо всем, что они сделали, Иисус ласково обращается с приглашением: «Пойдите вы одни в пустынное место и отдохните немного» (ст. 31). Повелевает им отдохнуть.
Отдых
При этом Иисус дает нам ценное поучение. Хотя Он и радуется, видя, как Его ученики радуются чудесам проповеди, Он не останавливается на комплиментах и вопросах, а беспокоится об их физической и внутренней усталости. И зачем Он это делает? Потому что Он хочет предостеречь их от опасности, которая всегда подстерегает и нас: опасности поддаться безумию делания, попасть в ловушку активизма, где самое главное — это результаты, которые мы получаем, чувствуя себя главными героями. Как часто бывает и в Церкви: мы заняты, мы бежим, мы думаем, что все зависит от нас и, в конце концов, рискуем пренебречь Иисусом и всегда возвращаемся в центр. Для этого Он приглашает своих учеников отдохнуть немного в стороне, с Ним. Это не только физический покой, но и сердечный покой. Потому что недостаточно «отключиться», нужно по-настоящему отдохнуть. И как это делается? Для этого надо вернуться к сути вещей: остановиться, помолчать, помолиться, чтобы не перейти от суеты работы к суете праздников. Иисус не уклонялся от нужд толпы, но каждый день прежде всего удалялся в молитве, в безмолвии, в близости с Отцом. Его нежное приглашение — отдохнуть некоторое время — должно сопровождать нас: остерегаемся, братья и сестры, эффективности, давайте остановим бешеную гонку, которая диктует наши планы. Мы учимся останавливаться, выключать мобильный телефон, созерцать природу и восстанавливать свои силы в диалоге с Богом.
Сострадание
Однако Евангелие повествует, что Иисус и ученики не могут отдыхать так, как им хотелось бы. Люди находят их и стекаются отовсюду. В этот момент Господь переходит к состраданию. Вот второй аспект: сострадание, стиль Бога, ведь стиль Бога - близость, сострадание и нежность. Сколько раз в Евангелии, в Библии мы встречаем эту фразу: «Он сострадал». Взволнованный, Иисус посвящает себя народу и возобновляет обучение. Звучит как противоречие, но на самом деле это не так. В самом деле, только сердце, не дающее себя увлечь торопливостью, способно растрогаться, то есть не дать себя увлечь собой и делами и заметить других, их раны, их нужды. Сострадание возникает из созерцания. Если мы научимся по-настоящему отдыхать, мы станем способными к истинному состраданию; если мы культивируем созерцательный взгляд, мы будем вести свою деятельность без хищнического отношения тех, кто хочет обладать и поглощать все; если мы остаемся в контакте с Господом и не анестезируем самую глубокую часть нас, то то, что мы делаем, не будет иметь силы, чтобы перехватить наше дыхание и поглотить нас. Нам нужна — послушайте — нам нужна «экология сердца», состоящая из покоя, созерцания и сострадания. Воспользуемся для этого временем!
А теперь помолимся Богородице, воспитавшей тишину, молитву и созерцание и всегда движимой нежным состраданием к нам, чадам Своим.
/ Франциск /
---
Господи!
Благослови молитву мою. Помоги мне всей душой и телом предстать без рассеяния пред Тобою. Научи меня молиться Тебе. Утверди меня в вере. Даруй мне пламенную любовь к Тебе. Освяти, Господи, все помышления мои, чувства и дела мои. Научи меня в каждом событии распознавать волю Твою и дай мне силы исполнять ее.
Замкни уста мои для слова злого и пустого и удержи руку мою от дурного дела. Если случится беда, дай силы принять ее с твердостью и превратить в жертву Тебе. Источником добра сделай меня, Господи, для всех, с кем встречусь сегодня.
Прими молитву мою за тех, кто не знает Тебя, и избавь их от неверия. Благодарю, Господи, за душу, за все, что окружает меня: за близких и дальних, за небо и землю и превыше всего за животворящую любовь Твою. Дай мне, Господи, весь день помнить и благодарить Тебя.
Аминь.
/ А. Мень /
Comments