В то время: Иисус сказал ученикам Своим: Приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители. Верный в малом и во многом верен; а неверный в малом неверен и во многом. Итак, если вы в неправедном богатстве не были верны, кто поверит вам истинное? И если в чужом не были верны, кто даст вам ваше? Никакой слуга не может служить двум господам, ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне. Слышали всё это и фарисеи, которые были сребролюбивы, и они смеялись над Ним. Он сказал им: вы выказываете себя праведниками пред людьми; но Бог знает сердца ваши: ибо, что высоко у людей, то мерзость пред Богом. (Лк 16, 9-15)
Богатство само по себе не плохо, но зависит от того, как мы его используем
То, что мы сегодня читаем, является естественным и логическим продолжением вчерашней притчи о неверном управителе. Этот отрывок особенно касается правильного использования денег. В нем говорится о том, что богатство само по себе не плохо, но зависит от того, как мы его используем. Легко быть очарованным большим богатством. Иисус говорит: "Истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное; и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие". Затем Он предостерегает от неправильного использования вверенных нам благ: "Верный в малом и во многом верен; а неверный в малом неверен и во многом; и тот, кто нечестен в малом, нечестен и в большом". Мы должны всегда помнить о происхождении даров, их цели и их ценности. У нас нет ничего нашего, все это – дар, мы должны обо всем дать отчет, каждое присвоение является незаконным и греховным. Вот почему трудно богатому найти путь к Царству. "Они получили свою награду", – говорит Господь. Фарисеи, современники Иисуса, были тоже богатыми и жадными до денег, и Он сурово обращается к ним: "Вы выказываете себя праведниками пред людьми; но Бог знает сердца ваши: ибо, что высоко у людей, то мерзость пред Богом". Возможно, сегодняшние богачи смеются над такими угрозами, но приговор не меняется.
Что означает использовать богатство по-христиански?
Иисус называет богатство неправедным по нескольким причинам: потому, что оно часто является результатом несправедливости и потому что ещё чаще оно становится орудием несправедливости и угнетения; но также потому, что человек склонен надеяться на богатство, но эта надежда обманчива. В противоположность миру, который считает деньги абсолютной ценностью (а она слишком часто порабощает человека), Иисус напоминает нам, что богатство является преходящей реальностью, временной, и поэтому лучше не привязываться к нему сердцем. Иисус призывает относиться к материальным богатствам отстранённо и свободно: это просто средство для того, чтобы обзавестись "друзьями", которые примут нас в вечных обителях, когда наша земная жизнь подойдёт к концу.
Быть великим перед Богом, а не перед людьми
Нужно стараться быть великим перед Богом, а не перед людьми. Иисус объясняет это просто: как правило, мы судим при помощи внешних критериев, которые обычно не учитывают внутренней реальности людей. Господь, зная в совершенстве сердце человека, может посчитать неподобающим или недостойным то, что в глазах людей может снискать огромную честь и уважение. Сколько раз мы испытывали зависть к тем, кто кажутся нам более удачливыми в жизни! Мы считаем, что эти люди получили много и теперь могут наслаждаться славой, которой наделяет их мир. Но как их оценивает Господь? Не будем обманываться: единственное, что делает нас великими, – это любовь к Богу и к людям.
/ По материалам radiovaticana.va /
---
Господи, Боже наш
Просим, даруй нам сердце, склонное к благости и милосердию, побуждающее нас к христианским поступкам. И удали от нас сердце алчное, злое, жестокое и завистливое, скупое и сварливое. Даруй нам Твой свет, наклонности, побуждающие нас к добрым делам. Удали от нас тьму, порочные и мирские наклонности. Дай нам разумение, способность выносить справедливые и верные решения, выводы, способность отличать добро от зла. Да будут наши цели честны и справедливы, наши устремления чисты и направлены только к славе Божьей. Чтобы нам искать Его чести и благоволения к себе. Даруй нам око веры, способное взирать на Иисуса Христа, Которого ранее пронзили копьем неверия. Утверди нашу веру только на крови и праведности Господа Иисуса и ни на чем ином. Избавь нас от дурного ока, которое косится одновременно на мир наш и на крест Христов. Помоги нам стать людьми веры, людьми с чистым оком. Просим Тебя, через Христа Господа нашего.
Аминь.
Comments