Любовь Христа призывает нас к тому, чтобы сделать этот мир более Божественным и более человечным, а жизнь – не столь невыносимой
История Католической Церкви не знает многих случаев, когда основателем женской монашеской конгрегации был бы мирянин–мужчина. Таким человеком был блаженный Эдмунд Бояновский, мирянин, основавший Конгрегацию Сестер Служительниц Богородицы Девы, Непорочно Зачатой.
Юность
Эдмунд Баяновский родился 14 ноября 1814 года в Грабоноге около г. Гостыня в Познаньском воеводстве, на территории сегодняшней Польши, в глубоко религиозной и патриотической семье. Атмосфера в семье и пример родителей очень сильно повлияли на его жизнь: «Любовь к Родине была для него первой после любви к Богу». Родители передали ему горячую и глубокую веру. Они же привили ему безграничное упование на Божьей Провидение и Милосердие, а также почтение и любовь к Божьей Матери. Эти упование и любовь он сохранил на протяжении всей своей жизни, подчиненной единственной цели – исполнению Божьей воли. В возрасте 4 лет Эдмунд тяжело заболел и был исцелен необъяснимым для медицины способом. Его мать приписывала это внезапное исцеление ходатайству Божьей Матери Скорбящей, к которой она молилась в санктуарии на Святой Горе около Гостыня о помощи для ее ребенка.
Студент. Вроцлав. Берлин
Из-за хрупкого здоровья Эдмунд не мог посещать занятия в общеобразовательной школе и продолжил обучение с учителями на дому. Затем поступает во Вроцлавский Университет (1932-1835 гг.), а после смерти родителей продолжает учебу в Берлинском Университете (1836-1838 гг.). Изучает философию, историю искусства, психологию, логику и поэзию. Самой большой его любовью стала литература. Будучи студентом, он писал статьи о польской культуре, переводил поэзию на польский язык, а также собирал народные песни на польском и других славянских языках. Несмотря на незаурядные таланты, блаж. Эдмунд был вынужден прервать обучение из-за серьезного заболевания легких. Это означало для него огромные потери, в том числе друзей-единомышленников, которых объединяло духовное родство. После возвращения в 1838 году в родной Грабоног он и дальше развивал свои писательские таланты и активно включился в общественную деятельность объединения дворян, чьей целью было нравственное и культурное возрождение польской деревни.
Переломный момент
Переломным моментом в его жизни стали последствия эпидемии холеры в 1849 году. Эпидемия привела и без того бедное население в деревне к неописуемой нищете и стала причиной сиротства огромного количества детей. Блаж. Эдмунд, рискуя своим здоровьем и жизнью, ухаживал за больными днем и ночью, разнося еду и лекарства, купленные на свои сбережения. Когда это было возможным, он приводил к больным врача, а также священника.
Помощь детям-сиротам
Блаж. Эдмунд хотел также создать возможности для получения образования деревенскими жителями, основывая бесплатные библиотеки, и изо всех сил стремился, возрождая традиционные народные обычаи, поднять уровень культурных и нравственных ценностей крестьян, воскресить веру и жизнь в духе Евангелия. Благодаря своему педагогическому чутью, блаж. Эдмунд Бояновский ясно осознавал, что все воспитательные проекты надо начинать с детей, поэтому он посвятил себя целиком детям-сиротам, появившимся после вышеупомянутой эпидемии холеры, и организовал для них в Гостыне так называемый Институт. Он лично находил необходимые финансовые средства, ежедневно навещал детей-сирот, заботясь об их развитии и воспитании, чтобы сиротство не ложилось тенью на их дальнейшую жизнь.
Приюты
Со временем он стал заботиться и о других деревенских детях, организовав для них приюты. Он сам разработал план воспитательной работы на каждый день, неделю и время года. Оригинальность этого подхода заключалась еще и в том, что в его реализации ему помогали деревенские девушки. Он с самого начала был убежден, что это должна быть общность людей, готовых к самоотверженной работе, объединенных одной идеей.
Основание женской монашеской конгрегации
Итак, блаж. Эдмунд Бояновский, не будучи монахом, 3 мая 1850 года основал женскую монашескую конгрегацию с апостольской харизмой. Деятельность Конгрегации опиралась не на благотворительные фонды и сборы пожертвований, что было характерно для того времени, а на труд сестер. Этот новый облик монашеской общины, основанный Бояновским, отличается независимостью, самодостаточностью и работой. Бояновский сам написал Устав для сестер и до конца жизни отдавал все свои силы формированию и развитию новых общин Конгрегации Сестер Служительниц. Он очень хотел служить делу Конгрегации как священник, поэтому в 1869 г. начал подготовку к священству в Гнезненско-Познанской семинарии. К сожалению, из-за болезни легких он был вынужден покинуть семинарию. Гнезненско-Познанский митрополит и кардинал Мечислав Ледуховский пришел к выводу: «Господь Бог хочет привести Эдмунда Бояновского к святости, оставляя его светским человеком». Так и случилось. Покинув семинарию, Эдмунд поселился у своего друга священника Гебуровского в приходском доме в Горке Духовной. Там он и умер 7 августа 1871 года. Его мощи хранятся в г. Любонь, недалеко от Познаня (Польша).
Во всем, что мы видим на земле, присутствует Божественное милосердие…
Незадолго до смерти он написал сестрам: «Во всем, что мы видим на земле, присутствует Божественное милосердие… Взор благого Отца всегда обращен на нас, Его мудрость хранит нас, Его любовь ведет нас… Любовь Христа призывает нас к тому, чтобы сделать этот мир более Божественным и более человечным, а жизнь – не столь невыносимой».
Блаж. Эдмунд намного опередил то, что заявил Второй Ватиканский Собор на тему апостольства мирян
Во время причисления Эдмунда Бояновского к лику блаженных 13 июля 1999 года Папа Иоанн Павел II сказал: "Апостольство милосердия наполнило (…) жизнь блаженного Эдмунда Бояновского. (…) Его вело сострадание чужой нужде, что дало начало воспитательной, благотворительной, культурной и религиозной деятельности, которой он поддерживал материально и морально деревенскую семью. Оставаясь светским человеком, он основал хорошо известную в Польше Конгрегацию Сестер Служительниц Богородицы Девы, Непорочно Зачатой. Всеми его действиями руководило желание помочь людям стать соработниками спасения. В памяти многих он остался как «искренний и душевный человек». В своей богатой деятельности он намного опередил то, что заявил Второй Ватиканский Собор на тему апостольства мирян. Он дал пример самоотверженного, мудрого служения человеку, Отчизне и Церкви".
Comments