В то время: Случилось Иисусу в субботу прийти в дом одного из начальников фарисейских вкусить хлеба; и они наблюдали за Ним. Замечая же, как званые выбирали первые места, сказал им притчу: когда ты будешь позван кем на брак, не садись на первое место, чтобы не случился кто из званых им почётнее тебя, и звавший тебя и его, подойдя, не сказал бы тебе: «уступи ему место»; и тогда со стыдом должен будешь занять последнее место. Но, когда зван будешь, придя, садись на последнее место, чтобы звавший тебя, подойдя, сказал: «друг! пересядь выше»; тогда будет тебе честь перед сидящими с тобою. Ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет; а унижающий себя возвысится. (Лк 14, 1. 7-11)
И они наблюдали за Ним
Этот отрывок представляет собой, скорее, собрание советов, чем настоящую притчу. Примеры, которые приводит Иисус, содержат недвусмысленные отсылки на некоторые отрывки из Книги Притче и Сираха. Этикет за столом имел большое значение в Библии, как и во всем средиземноморском мире. Иисус обедает в доме у фарисея, за Ним внимательно следят другие гости, но Он тоже проявляет Себя как внимательный наблюдатель за людьми: Господь знает, что agere sequttur esse («действие вытекает из бытия»). Однако в то время как те, кто смотрит на Него, делают это с целью найти в Учителе то, что подтверждает их отрицательные предубеждения, взгляд Христа всегда имеет своей конечной целью побудить другого человека к отношениям братства и любви. Почетным местом в обществе Иисуса всегда остается последнее, потому что, сидя ближе всех к выходу, легче встать и послужить всем. А служение братьям – это самое угодное приношение Небесному Отцу. Наше место на свадебном пиру устанавливает пригласивший. Пригласив нас к себе, он подумал о том месте, которое нам больше всего подходит, и нам остается лишь довериться ему.
Званые выбирали первые места
Поведение фарисеев поражает: вместо того, чтобы показывать пример скромности и доброго воспитания, они проявляют привязанность к внешним знакам отличия. Прискорбно видеть, что многие христиане напрочь забывают о смирении и скромности; для многих из них даже Месса становится поводом покрасоваться перед всеми, гордясь некими добродетелями, которых на самом деле у них нет. Ты не один ли из них? Берегись: те, кто считает, что их вера дает им привилегии перед другими, пусты духовно, и они абсолютно не понимают, что значит истинно жить верой. Суждение Господа Иисуса о таких людях весьма сурово и требовательно: Он их вовсе не знает, потому что они не смиренны, как Он.
Ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет; а унижающий себя возвысится
Иисус наблюдает, как гости спешат занять почётные места, и пользуется возможностью, чтобы сказать им притчу, в которой смирение отождествляется не просто с одним из правил жизни для каждого человека, но с важным законом Царства Божьего. В самом деле, радикальная новизна Царства переворачивает логику человека, и именно поэтому необходимо обратиться, чтобы войти в него. Мы должны перестать думать сообразно миру и начать мыслить согласно Богу. Эти две логики глубоко отличаются между собой, они непримиримы. Человек инстинктивно стремится возвысить себя и властвовать над другими, но в Царствии Божием действует противоположное правило: в этом Царстве ты велик в той мере, в какой способен быть малым и смиренным, ставя себя на последнее место и служа всем, как Иисус. А какое место занял бы ты?
/ По материалам radiovaticana.va /
---
Молитва о смирении
Господи, помилуй! Христос, помилуй!
Иисусе кроткий и смиренный сердцем,
услышь и помилуй меня!
Отче Небесный, Боже, помилуй нас!
Сыне, Искупителю мира, помилуй нас!
Душе Святый Боже, помилуй нас!
(...)
Дабы я не стяжал высокого положения
— даруй мне, Иисусе, благодать смирения и любви!
Дабы ради Славы Твоей я охотно исполнял неприятные
обязанности
— даруй мне, Иисусе, благодать смирения и любви!
Дабы в приказаниях старших я видел волю Божью
— даруй мне, Иисусе, благодать смирения и любви!
Дабы на деле, как и на словах, я прощал обиды
— даруй мне, Иисусе, благодать смирения и любви!
Дабы я с любовью относился ко всем, а особенно к тем, кто
меня осуждает,
— даруй мне, Иисусе, благодать смирения и любви!
Дабы я был скор на сокрушение
— даруй мне, Иисусе, благодать смирения и любви!
Дабы я любил бедность и унижение
— даруй мне, Иисусе, благодать смирения и любви!
Агнец Божий, взявший на себя грехи мира,
— прости нас, Господи!
Агнец Божий, взявший на себя грехи мира,'
— услыши нас, Господи!
Агнец Божий, взявший на себя грехи мира,
— помилуй нас. Господи!
Иисусе, кроткий и смиренный сердцем,
услышь просьбы мои и дай по милости Твоей,
чтобы я с радостью согласился быть незаметным на земле
и чтобы моей радостью были бы Слава и Любовь Твоя!
Аминь.
/ о. А. Мень /
תגובות