В то время: Иисус, исполненный Духа Святого, возвратился от Иордана и поведён был Духом в пустыню. Там сорок дней Он был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни; а по прошествии их, напоследок взалкал. И сказал Ему диавол: если ты Сын Божий, то вели этому камню сделаться хлебом. Иисус сказал ему в ответ: написано, что не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом Божиим. И, возведя Его на высокую гору, диавол показал Ему все царства вселенной во мгновение времени. И сказал Ему диавол: Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их; ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю её. Итак, если Ты поклонишься мне, то всё будет Твоё. Иисус сказал ему в ответ: отойди от Меня, сатана; написано: «Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи». И повёл Его в Иерусалим, и поставил Его на крыле храма, и сказал Ему: если Ты Сын Божий, бросься отсюда вниз; ибо написано: «Ангелам Своим заповедает о Тебе сохранить Тебя; и на руках понесут Тебя, да не преткнёшься о камень ногою Твоею». Иисус сказал ему в ответ: сказано: «не искушай Господа Бога твоего». И, окончив всё искушение, диавол отошёл от Него до времени. (Лк 4, 1-13)
Три пути, ведущие в заблуждение
Евангелие этого первого воскресенья Великого Поста повествует об опыте искушений Иисуса в пустыне. После сорокадневного поста Иисус трижды был искушаем дьяволом. Сначала он предлагает Ему превратить камень в хлеб; затем он показывает Ему царства земли и обещает Ему стать могущественным и славным мессией; наконец, он ведет Его к самой высокой точке храма в Иерусалиме и предлагает Ему броситься вниз, чтобы эффектно показать свою божественную силу. Три искушения указывают на три пути, которые всегда предлагает мир, обещая большой успех, три пути, вводящие нас в заблуждение: жадность к обладанию — иметь, иметь, иметь — человеческое тщеславие и эксплуатация Бога. Это три пути, которые приведут нас к гибели.
Жадность к обладанию
Первый, путь жадности к обладанию. Это всегда коварная логика дьявола. Он исходит из естественной и законной потребности питаться, жить, реализовывать себя, быть счастливым, побуждать нас верить, что все это возможно без Бога, даже против Него. Но Иисус возражает, говоря: написано: «Не хлебом одним будет жить человек». Вспоминая долгий путь Избранного Народа через пустыню, Иисус утверждает, что хочет с полным упованием предать себя промыслу Отца, всегда заботящегося о своих детях.
Путь человеческого тщеславия
Второе искушение: путь человеческого тщеславия. Дьявол говорит: «если Ты поклонишься мне, то всё будет Твоё». Можно потерять всякое личное достоинство, если позволить идолам денег, успеха и власти развратить себя ради собственного самоутверждения. И вкушаешь эйфорию мимолетной радости. И это тоже ведет нас к «павлинам», к тщеславию, но это исчезает. По этой причине Иисус отвечает: «Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи».
Использовать Бога в своих интересах
И затем третье искушение: использовать Бога в своих интересах. Дьяволу, который, цитируя Писание, предлагает Иисусу искать поразительного чуда от Бога, Иисус снова противопоставляет твердое решение оставаться смиренным, оставаться уверенным в Отце: «Сказано: "не искушай Господа Бога твоего"». И поэтому Он отвергает, быть может, самое тонкое искушение: желание «переманить Бога на свою сторону», прося у Него милости, которые действительно служат и будут служить удовлетворению нашей гордыни.
Быть верным замыслу Отца
Это три пути, которые проложены перед нами, с иллюзией достижения успеха и счастья. Но на самом деле они совершенно чужды образу действий Бога; на самом деле, они действительно отделяют нас от Бога, потому что являются делом рук сатаны. Столкнувшись с этими испытаниями от первого лица, Иисус трижды преодолевает искушение тем, что полностью придерживается замысла Отца. И Он показывает нам лекарства: внутреннюю жизнь, веру в Бога, уверенность в Его любви, уверенность в том, что Бог любит нас, что Он Отец, и с этой уверенностью мы преодолеем всякое искушение.
Не вступать в диалог
Иисус, отвечая искусителю, не вступает в диалог, а отвечает на три вызова только Словом Божиим, что учит нас тому, что с дьяволом нельзя вести диалог, нельзя вести диалог, только отвечать ему Словом Бога. Поэтому давайте воспользуемся Великим Постом как привилегированным временем, чтобы очиститься, испытать утешительное присутствие Бога в нашей жизни.
Материнское заступничество Богородицы, иконы верности Богу, да поддерживает нас в пути, помогая всегда отвергать зло и приветствовать добро.
/ Франциск /
---
Псалом 45
Бог нам прибежище и сила, скорый помощник в бедах, посему не убоимся, хотя бы поколебалась земля, и горы двинулись в сердце морей.
Пусть шумят, вздымаются воды их, трясутся горы от волнения их.
Речные потоки веселят град Божий, святое жилище Всевышнего.
Бог посреди его; он не поколеблется: Бог поможет ему с раннего утра.
Восшумели народы; двинулись царства: [Всевышний] дал глас Свой, и растаяла земля.
Господь сил с нами, Бог Иакова заступник наш.
Придите и видите дела Господа,- какие произвел Он опустошения на земле:
прекращая брани до края земли, сокрушил лук и переломил копье, колесницы сжег огнем.
Остановитесь и познайте, что Я - Бог: буду превознесен в народах, превознесен на земле.
Господь сил с нами, заступник наш Бог Иакова.
Комментарии