В то время: Иисус говорил народу в учении Своём: Остерегайтесь книжников, любящих ходить в длинных одеждах и принимать приветствия в народных собраниях, сидеть впереди в синагогах и возлежать на первом месте на пиршествах; сии, поедающие домы вдов и напоказ долго молящиеся, примут тягчайшее осуждение. И сел Иисус против сокровищницы, и смотрел, как народ кладёт деньги в сокровищницу. Придя же, одна бедная вдова положила две лепты, что составляет кодрант. Подозвав учеников Своих, Иисус сказал им: истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу. Ибо все клали от избытка своего; а она от скудости своей положила всё, что имела, всё пропитание своё. (Мк 12, 38-44)
Какими не должны быть ученики Христа
Евангельский отрывок этого воскресенья состоит из двух частей: в одной из них описывается, какими не должны быть ученики Христа; а в другой предлагается идеал христианина. Начнем с первой: как мы не должны поступать. В первой части Иисус ставит в упрек книжникам, учителям закона, три недостатка, которые проявляются в их образе жизни: высокомерие, жадность и лицемерие. Они любят – говорит Иисус – «принимать приветствия в народных собраниях, сидеть впереди в синагогах и возлежать на первом месте на пиршествах» (Мк 12, 38-39). Но за этой торжественной напыщенностью скрываются обман и несправедливость. Красуясь перед людьми, они используют свою власть для того, чтобы «поедать домы вдов» (ср. ст. 40), которые, наряду с сиротами и чужаками, считались самыми беззащитными и уязвимыми. Наконец, книжники «долго молятся напоказ» (ст. 40). Также и сегодня существует риск подобного поведения. Например, когда молитву отделяют от справедливости, ибо нельзя поклоняться Богу и причинять ущерб бедным. Или когда говорят о любви к Богу, но на первое место ставят собственное тщеславие и свои расчёты.
Идеал христианина
Продолжением этой линии является вторая часть сегодняшнего Евангелия. Местом действия обозначен Иерусалимский храм, сокровищница, куда народ бросал монеты в качестве пожертвования. Там было множество богатых, бросавших много монет, и была бедная женщина, вдова, положившая всего две мелкие монетки. Иисус внимательно наблюдает за этой женщиной и обращает внимание учеников на резкий контраст этой сцены. Богатые давали с большим хвастовством то, что было для них излишним, в то время как вдова, со скромностью и смирением, отдала «всё, что имела, всё пропитание своё»; поэтому - говорит Иисус - она дала больше всех. По своей крайней бедности она могла бы отдать на Храм только одну монету, а другую оставить себе. Но она не захотела отдать Богу половину и отдала Ему всё. В своей бедности она поняла, что имея Бога, имеет всё; она чувствует себя всецело любимой Им и в свою очередь любит Его без остатка. Какой прекрасный пример даёт эта пожилая женщина!
Мерой справедливости является не количество, но полнота
Сегодня Иисус говорит также и нам, что мерой справедливости является не количество, но полнота. Существует разница между количеством и полнотой. Можно иметь много денег, но быть пустым: нет полноты в твоём сердце. Подумайте в течение этой недели о разнице между количеством и полнотой. Это проблема не кошелька, но сердца. Есть разница между кошельком и сердцем... Существуют нравственные болезни, низводящие сердце до уровня кошелька… И это плохо! Любить Бога «всем сердцем» означает доверять Ему, Его Провидению и служить Ему в беднейших братьях, не ожидая ничего взамен.
Видя нужду ближнего, мы призваны лишить себя
Позволю себе рассказать вам одну забавную историю, случившуюся в моей предыдущей епархии. За столом сидела мать с тремя детьми, отец был на работе. Они ели котлеты по-милански… В этот момент в дверь постучали, и один из детей – они все были маленькими, пяти, шести лет, 7 лет было самому старшему - пошел открыть. Он вернулся и сказал: «Мама, там нищий, который просит есть». Мать, которая была доброй христианкой, спросила у них: «Что будем делать?». Они ответили: «Дадим ему!». - «Хорошо!» Мать взяла нож и вилку и начала отрезать по половине от каждой котлеты. «Нет, мама, не так! Возьми из холодильника!», - начали протестовать дети. Но мать сказала: «Нет, мы сделаем ему три бутерброда именно так!». Тем самым дети усвоили, что настоящее милосердие творят не из того, что является лишним для нас, а из того, без чего мы сами не можем обойтись. Я уверен, что в тот вечер они все остались немного голодными. Но это делается именно так! Видя нужду ближнего, мы призваны лишить себя - как эти дети, отказавшиеся от половины котлеты – чего-то необходимого, а не только лишнего; мы призваны уделять другому необходимое время, а не только то, что остаётся свободным; мы призваны отдавать сразу и без остатка какой-то наш талант, а не после того как используем его для личных целей или целей группы.
В школе бедной вдовы
Попросим Господа принять нас в школу этой бедной вдовы, которую Иисус, на удивление учеников, поднял на кафедру и представляет нам как наставницу живого Евангелия. По заступничеству Марии, бедной женщины, отдавшей всю Свою жизнь Богу ради нас, попросим Его одарить нас простым сердцем, которое однако, было бы наполнено радостной и бескорыстной щедростью.
/ Франциск /
---
Господи
В чем состоит уверенность моя, какую имею в настоящей жизни? В чем изо всего сущего в поднебесной первое мое утешение? Не в Тебе ли, Господи Боже мой? Его же милосердию нет числа? Где мне без Тебя хорошо бывало? Или когда нехорошо могло быть с Тобою? Лучше хочу быть бедным Тебя ради, нежели богатым без Тебя. Лучше мне с Тобою странствовать на земле, нежели без Тебя иметь власть на небесах. Где Ты, там небо: смерть и преисподняя повсюду, где нет Тебя. Ты у меня в желании, и для того нужда мне стенать и взывать и молением молить о Тебе. И в конце концов ни на кого в нуждах своих не могу я в полноту возложить упование во благовременную помощь, кроме на Тебя Единого Бога моего. Ты моя надежда и уверенность моя, Ты мне Утешитель, верен во всем.
/ Фома Кемпийский /
Comments