В то время: Приближались к Иисусу все мытари и грешники — слушать Его. Фарисеи же и книжники роптали, говоря: Он принимает грешников и ест с ними. Но Он сказал им следующую притчу: кто из вас, имея сто овец и потеряв одну из них, не оставит девяноста девяти в пустыне и не пойдёт за пропавшею, пока не найдёт её? А найдя, возьмёт её на плечи свои с радостью; и, придя домой, созовёт друзей и соседей, и скажет им: «порадуйтесь со мною; я нашёл мою пропавшую овцу». Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии. Или какая женщина, имея десять драхм, если потеряет одну драхму, не зажжёт свечи и не станет мести комнату и искать тщательно, пока не найдёт? А найдя, созовёт подруг и соседок, и скажет: «порадуйтесь со мною: я нашла потерянную драхму». Так, говорю вам, бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся. Ещё сказал: у некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: «отче! дай мне следующую мне часть имения». И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошёл в дальнюю сторону и там расточил имение своё, живя распутно. Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться. И пошёл, пристал к одному из жителей страны той; а тот послал его на поля свои пасти свиней. И он рад был наполнить чрево своё рожками, которые ели свиньи; но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал: «сколько наёмников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода! Встану, пойду к отцу моему, и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою, и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наёмников твоих». Встал и пошёл к отцу своему. И когда он был ещё далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею, и целовал его. Сын же сказал ему: «отче! я согрешил против неба и пред тобою, и уже недостоин называться сыном твоим». А отец сказал рабам своим: «принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги. И приведите откормленного телёнка, и заколите; станем есть и веселиться! Ибо этот сын мой был мёртв, и ожил; пропадал, и нашёлся». И начали веселиться. Старший же сын его был на поле; и, возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование. И, призвав одного из слуг, спросил: «что это такое?» Он сказал ему: «брат твой пришёл; и отец твой заколол откормленного телёнка, потому что принял его здоровым». Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: «вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего; но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими. А когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришёл, ты заколол для него откормленного телёнка». Он же сказал ему: «сын мой! ты всегда со мною, и всё моё твоё. А о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мёртв, и ожил; пропадал, и нашёлся». (Лк 15, 1-32)
Он принимает грешников и ест с ними
Сегодняшнее Евангелие начинается с того, что некоторые критикуют Иисуса, видя Его общающегося с мытарями и грешниками, и с пренебрежением говорят: «Он принимает грешников и ест с ними». Это предложение на самом деле оказывается замечательным объявлением. Иисус принимает грешников и ест с ними. Вот что происходит с нами на каждой Мессе, в каждой церкви: Иисус рад приветствовать нас за Своим столом, где Он предлагает Себя для нас. Это фраза, которую мы могли бы написать на дверях наших церквей: «Здесь Иисус приветствует грешников и приглашает их к Своему столу». И Господь, отвечая тем, кто Его критиковал, рассказывает три притчи, три изумительные притчи, которые показывают Его открытость к тем, кто чувствует себя далеким от Него.
Бог всегда ждет нас, Он не устает, Он не унывает
В первой притче Иисус говорит: «кто из вас, имея сто овец и потеряв одну из них, не оставит девяноста девяти в пустыне и не пойдёт за пропавшею, пока не найдёт её? » (ст. 4) Кто из вас? Здравомыслящий человек этого не делает: он делает два расчета и жертвует одной овцой, чтобы сохранить девяносто девять. Бог, с другой стороны, не смирился, ты действительно находишься в Его сердце, ты, кто еще не знаешь красоты Его любви, ты, кто еще не поставил Иисуса в центре своей жизни, ты, кто не можешь победить свой грех, ты, кто, возможно, из-за плохих вещей, которые произошли в твоей жизни, не веришь в любовь. Во второй притче ты и есть та мелкая монета, которую Господь не смиряется потерять и неотступно ищет: Он хочет сказать тебе, что ты драгоценен в Его глазах, что ты уникален. Никто не может заменить тебя в Сердце Бога, у тебя есть место у Бога, и никто не может заменить тебя; и я тоже, никто не может заменить меня в сердце Бога. И в третьей притче Бог есть Отец, который ожидает возвращения блудного сына: Бог всегда ждет нас, Он не устает, Он не унывает. Потому что мы, каждый из нас — это тот сын, которого еще раз обняли, та вновь найденная монета, та овца, которую приласкали и положили обратно на плечо. Он каждый день ждет, чтобы мы осознали Его любовь. А ты говоришь: «Но ведь я много понаделал плохого , я слишком много натворил!». Не бойся: Бог любит тебя, любит тебя таким, какой ты есть, и знает, что только Его любовь может изменить твою жизнь.
Вера в Бога более строгого, чем милосердного
Но эту бесконечную любовь Божию к нам, грешным, которая составляет сердцевину Евангелия, можно отвергнуть. Именно это делает старший сын в притче. Он не понимает любви в этот момент и имеет в виду больше хозяина, чем отца. Это также риск для нас: верить в Бога более строгого, чем милосердного, Бога, который побеждает зло силой, а не прощением. Это не так, Бог спасает любовью, а не силой; предлагая Себя, а не навязывая Себя. Но старший сын, не принимающий милости отца, замыкается в себе, совершает еще большую ошибку: он считает себя правым, он считает себя преданным и судит обо всем на основании своего представления о справедливости. Поэтому он сердится на своего брата и упрекает своего отца: «А когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришёл, ты заколол для него откормленного телёнка». Этот твой сын: он называет его не своим братом, а твоим сыном. Он чувствует себя единственным ребенком. Мы тоже совершаем ошибки, когда верим, что правы, когда думаем, что плохими парнями являются другие. Не будем считать себя добрыми, потому что одни, без помощи Бога доброго, мы не в состоянии победить зла.
Как победить зло?
Принятием прощения Бога и прощения братьев. Это происходит каждый раз, когда мы идем на исповедь: там мы получаем любовь Отца, который побеждает наш грех: его больше нет, Бог этот грех забывает. Когда Бог прощает, Он теряет память, Он забывает наши грехи, Он забывает. Бог так добр к нам! Не так, как мы, которые, сказав «ничего такого не случилось», при первой же возможности вспоминают с интересом о перенесенных обидах. Нет, Бог отменяет зло, делает нас внутри новыми и тем возрождает в нас радость, не печаль, не мрак в сердце, не подозрительность, а радость.
Братья и сестры, мужайтесь, за Богом последнее слово, а не за грехом. Богородица, развязывающая узлы жизни, освобождает нас от претензии считать себя праведниками и заставляет нас чувствовать потребность идти к Господу, который всегда ждет, чтобы обнять нас, чтобы простить нас.
/ Франциск, 15.09.2019 /
---
Господи Иисусе Христе
Боже наш, Боже всякого милосердия и щедрот, милость Которого безмерна и человеколюбия — неизмеримая пучина! Мы, припадая к Твоему величию, со страхом и трепетом, как недостойные рабы, приносим благодарение Тебе о милостях, оказанных нам. Как Господа, Владыку и благодетеля, мы Тебя славим, хвалим, поем и величаем и, припадая, снова благодарим! Твое несказанное милосердие смиренно молим: как ныне Ты принял наши мольбы и исполнил их, так и в будущем дай нам преуспевать в любви к Тебе, к ближним и во всех добродетелях. И сподоби нас всегда благодарить и славить Тебя, вместе с безначальным Твоим Отцом и всесвятым, и благим, и единосущным Твоим Духом.
Аминь.
Comments