В то время: Иисус приходит в город Самарийский, называемый Сихарь, близ участка земли, данного Иаковом сыну своему Иосифу. Там был колодец Иаковлев. Иисус, утрудившись от пути, сел у колодца. Было около шестого часа. Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды. Иисус говорит ей: дай Мне пить. Ибо ученики Его отлучились в город купить пищи. Женщина Самарянская говорит Ему: как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются. Иисус сказал ей в ответ: если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: «дай Мне пить», то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую. Женщина говорит Ему: господин! тебе и почерпнуть нечем, а колодец глубок: откуда же у тебя вода живая? Неужели ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодец, и сам из него пил, и дети его, и скот его? Иисус сказал ей в ответ: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять; а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нём источником воды, текущей в жизнь вечную. Женщина говорит Ему: господин! дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать. Иисус говорит ей: пойди, позови мужа твоего и приди сюда. Женщина сказала в ответ: у меня нет мужа. Иисус говорит ей: правду ты сказала, что у тебя нет мужа; ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ты ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала. Женщина говорит Ему: Господи! вижу, что Ты пророк. Отцы наши поклонялись на этой горе; а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме. Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. Вы не знаете, чему кланяетесь; а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев. Но настанет время, и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине; ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух: и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине. Женщина говорит Ему: знаю, что придёт Мессия, то есть Христос; когда Он придёт, то возвестит нам всё. Иисус говорит ей: это Я, Который говорю с тобою. В это время пришли ученики Его и удивились, что Он разговаривал с женщиною; однако ни один не сказал: «чего Ты требуешь?» или: «о чём говоришь с нею?». Тогда женщина оставила водонос свой и пошла в город, и говорит людям: пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне всё, что я сделала: не Он ли Христос? Они вышли из города и пошли к Нему. Между тем ученики просили Его, говоря: Равви! ешь. Но Он сказал им: у Меня есть пища, которой вы не знаете. Посему ученики говорили между собою: разве кто принёс Ему есть? Иисус говорит им: Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его. Не говорите ли вы, что ещё четыре месяца, и наступит жатва? А Я говорю вам: возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве. Жнущий получает награду и собирает плод в жизнь вечную, так что и сеющий и жнущий вместе радоваться будут. Ибо в этом случае справедливо изречение: «один сеет, а другой жнёт». Я послал Вас жать то, над чем вы не трудились: другие трудились, а вы вошли в труд их. И многие Самаряне из города того уверовали в Него по слову женщины, свидетельствовавшей, что Он сказал ей всё, что она сделала и потому, когда пришли к Нему Самаряне, то просили Его побыть у них; и Он пробыл там два дня. И ещё большее число уверовали по Его слову. А женщине той говорили: уже не по твоим речам веруем; ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос. (Ин 4, 5-42)
Встреча Иисуса с самарянкой
Сегодняшнее Евангелие представляет нам встречу Иисуса с женщиной-самарянкой, произошедшую в Сихаре, у древнего колодца, куда женщина приходила каждый день, чтобы набрать воды. В тот день она нашла сидящего у колодца Иисуса, «утрудившегося от пути», Который вдруг ей говорит: «Дай Мне пить». Так Он преодолевает барьеры враждебности, существовавшие между иудеями и самарянами, и ломает шаблоны предубеждений по отношению к женщинам. Простая просьба Иисуса - это начало искреннего диалога, с помощью которого Он, с большой деликатностью, входит в душу этой женщины, хотя к ней, согласно правилам того общества, Он не должен был обращать даже слово. Но Иисус это делает! Иисус не боится. Видя человека, Иисус идет ему навстречу, потому что любит его. Он любит нас всех. Он не останавливается перед кем-то из-за предвзятых мнений. Иисус ставит такого человека перед его ситуацией, не осуждая, но давая ему почувствовать себя уважаемым, признанным, и пробуждая в нём таким образом желание выйти за пределы каждодневной рутины.
Иисус жаждал не столько воды, сколько встретить жаждущую душу
Иисус нуждался в том, чтобы встретить самарянку, чтобы открыть ей её сердце: Он просит у нее пить, чтобы она ощутила свою жажду. Женщина тронута этой встречей: она задает Иисусу те глубокие вопросы, которые есть у всех нас, но мы часто их игнорируем. У нас тоже есть много вопросов, но нет мужества задать их Иисусу! Великий пост, дорогие братья и сестры, является благоприятным временем для того, чтобы заглянуть вглубь себя, чтобы выявить наши наиболее истинные духовные нужды и просить помощи у Господа в молитве. Пример самарянки призывает нас сказать: «Иисус, дай мне той воды, которая утолит мою жажду навеки».
Милосердие сильнее предубеждения
Евангелие гласит, что ученики были удивлены тем, что их Учитель говорил с той женщиной. Но Господь выше предубеждений, поэтому Он не боится остановиться побеседовать с самарянкой: милосердие сильнее предубеждения. Мы должны хорошо это запомнить! Милосердие сильнее предубеждения, и Иисус очень, очень милосерден! Результатом встречи у колодца стало то, что женщина изменилась: «оставив водонос свой», с которым приходила набрать воды, она побежала в город рассказать о пережитом ею необычном случае. «Пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне всё, что я сделала: не Он ли Христос?». Она была воодушевлена. Она пошла набрать колодезной воды, а нашла другую воду, – живую воду милосердия, текущую в жизнь вечную. Она нашла воду, которую искала всегда! Она бежит в селение, – в то самое селение, которое ее судило, осуждало и отвергало, – и объявляет, что встретила Мессию: Того, Кто изменил её жизнь. Потому что каждая встреча с Иисусом изменяет нашу жизнь, всегда. Это шаг вперед, на один шаг ближе к Богу. И таким образом каждая встреча с Иисусом изменяет нашу жизнь. Это всегда так.
Оставь твои водоносы
В этом Евангелии есть стимул также и для нас «оставить наши водоносы», символ всего того, что кажется важным, но теряет всю свою ценность по сравнению с Божьей любовью. У всех нас есть свои водоносы, один или несколько! И я спрашиваю у вас, но также и у себя: «В чем заключается твой водонос, который лежит ярмом на твоей душе и отдаляет от Бога?». Давайте отставим его в сторону и с открытым сердцем выслушаем голос Иисуса, Который предлагает нам другую воду, приближающую нас к Господу. Мы призваны вновь открыть для себя важность и смысл нашей христианской жизни, начатой в Крещении, и, как самарянка, свидетельствовать нашим братьям. О чем же? О радости! Свидетельствовать о радости встречи с Иисусом, потому что, как я сказал, каждая встреча с Иисусом изменяет нашу жизнь, а также каждая встреча с Иисусом наполняет нас радостью, той радостью, что идет изнутри. Таков Господь. И рассказывать, какие удивительные изменения умеет делать Господь в нашем сердце, когда мы имеем мужество «оставить наши водоносы».
/ Франциск /
---
Просим Тебя, возьми нас за руку и веди нас по жизни
Дух Святой, Боже, проникающий в сердце человека и, словно меч, входящий в самые потаённые обители человеческой души, освети таинственным светом наши глубины и укажи истину, чтобы мы могли пойти за ней. На нашем пути встречается так много тьмы и обманчивых огней, так много мрачных закоулков и дорог, ведущих в тупик. Просим Тебя, возьми нас за руку и веди нас по жизни. Не позволь нам стать игрушками в руках зла и пойти за демагогами и обманщиками; не допусти, чтобы злой дух завел нас на бездорожье и привел ко вратам, за которыми нас будет ожидать разочарование и отчаяние. Пошли нам, Господи, Духа Святого, чтобы мы всегда выбирали Его пути и неустанно следовали по ним.
Аминь.
Comments