В то время: Пётр приступил к Иисусу и сказал: Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз? Иисус говорит ему: не говорю тебе: до семи, но до седмижды семидесяти раз. Посему Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими. Когда начал он считаться, приведён был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов. А как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и всё, что он имел, и заплатить. Тогда раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: «государь! потерпи на мне, и всё тебе заплачу». Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему. Раб же тот, выйдя, нашёл одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: «отдай мне, что должен». Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: «потерпи на мне, и всё отдам тебе». Но тот не захотел, а пошёл и посадил его в темницу, пока не отдаст долга. Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились, и, придя, рассказали государю своему всё бывшее. Тогда государь его призывает его и говорит: «злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя?» И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга. Так и Отец Мой небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его. (Мф 18, 21-35)
Сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня?
Евангельский отрывок этого воскресенья предлагает нам учение о прощении, которое не отрицает неправедности причиняемого зла, но признает, что человек, созданный по образу Бога, всегда выше совершаемого им зла. Петр спрашивает Иисуса: «Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз?». Петру кажется, что это уже предел – простить одного и того же человека семь раз. А нам, возможно, кажется, что даже дважды простить уже слишком много. Но Иисус отвечает: «Не говорю тебе: до семи, но до седмижды семидесяти раз», то есть всегда. Нужно прощать всегда. И подтверждает это, рассказывая притчу о милосердном царе и безжалостном рабе: в ней он показывает непоследовательность человека, который, получив прощение, отказывается в свой черед простить другому человеку.
Притча о милосердном царе и безжалостном рабе
Царь из притчи – человек щедрый; охваченный состраданием, он прощает умоляющему его рабу огромный долг – «десять тысяч талантов». Но тот же раб, встретив другого раба, такого же как он, который был должен ему сто динариев, - то есть намного меньше, - ведет себя безжалостно, бросив его в тюрьму. Мы ведем себя точно так же непоследовательно, когда отказываем в прощении нашим братьям. В то же время, царь из притчи есть образ Бога, любовь Которого настолько милосердна, что Он постоянно принимает нас, любит и прощает.
Бог прощающий грехи
С момента нашего крещения Бог простил нас, отпустив нам невозможный для выплаты долг: первородный грех. Это был первый раз. Затем, с безграничным милосердием, Он прощает нам все грехи, едва мы выражаем даже малейший знак покаяния, - настолько Бог милостив. Если придет искушение закрыть наши сердца от тех, кто оскорбил нас и попросил прощения, давайте вспомним слова Небесного Отца к безжалостному рабу: «Весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя?». Каждый, кто испытал радость, спокойствие и внутреннюю свободу, получив прощение, может в свой черед дать испытать те же чувства другому человеку, прощая его.
И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим
В молитву «Отче наш» Иисус пожелал включить то же учение, которое мы находим в этой притче. Он поставил в прямую связь прощение, о котором мы просим у Бога, и прощение, которое мы должны дать нашим братьям и сестрам: «И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим». Прощение Бога является знаком Его щедрой любви к каждому из нас. Эта любовь оставляет нам свободу отдалиться, как блудному сыну, но она каждый день ждет нашего возвращения. Это предприимчивая любовь пастыря к потерянной овце. Это нежность, которая принимает каждого грешника, что стучит в дверь Отца. Отец Небесный, наш Отец, полон любви, и Он хочет нам ее предложить, но не может сделать этого, если мы не желаем любить других людей.
Дева Мария да поможет нам все больше осознать бескорыстие и красоту прощения, полученного от Бога, чтобы стать милосердными, как Он, Добрый Отец, долготерпеливый и многомилостивый.
/ Франциск /
---
Любящий Отче
Я прошу сегодня благодати Твоей, чтобы простить мне всех людей, которых я встретил в моей жизни, также самого себя, потому что Ты мне простил. Я знаю, что Ты дашь мне силы для того, чтобы я смог это сделать, и благодарю Тебя за то, что Ты любишь меня больше, чем я сам себя люблю, и больше желаешь моего счастья, чем я сам его желаю. Благодарю Тебя, Господи, за эту благодать.
Аминь.
Comments