В то время: Пётр приступил к Иисусу и сказал: Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз? Иисус говорит ему: не говорю тебе: до семи, но до седмижды семидесяти раз. Посему Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими. Когда начал он считаться, приведён был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов. А как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и всё, что он имел, и заплатить. Тогда раб тот пал и, кланяясь ему, говорил: «государь! потерпи на мне, и всё тебе заплачу». Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему. Раб же тот, выйдя, нашёл одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: «отдай мне, что должен». Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: «потерпи на мне, и всё отдам тебе». Но тот не захотел, а пошёл и посадил его в темницу, пока не отдаст долга. Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились, и, придя, рассказали государю своему всё бывшее. Тогда государь его призывает его и говорит: «злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя?» И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга. Так и Отец Мой небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его. (Мф 18, 21-35)
Потерпи на мне, и всё тебе заплачу
В притче, которую мы читаем в сегодняшнем Евангелии, о милостивом царе, мы находим эту просьбу дважды: «потерпи на мне, и всё тебе заплачу». Первый раз ее произносит слуга, который должен своему хозяину десять тысяч талантов, огромную сумму, сегодня это были бы миллионы и миллионы... Второй раз ее повторяет другой слуга того же хозяина. Он тоже в долгу, но не перед своим господином, а перед тем же самым слугой, который задолжал этот огромный долг. И его долг очень мал, может быть, как недельная зарплата.
Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему
Суть притчи — снисходительность, которую господин проявляет к слуге с наибольшим долгом. Евангелист подчеркивает, что «Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему». Огромный долг, следовательно, огромная амнистия! Но этот слуга сразу после этого проявляет безжалостность к своему товарищу, который должен ему скромную сумму. Он не слушает его, ругает его и бросает в темницу, пока тот не выплатит долг, долг небольшой. Господин узнает об этом, в возмущении зовет злого раба и выговаривает ему: «весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя?»
В божественном отношении справедливость пронизана милосердием
В притче мы находим два разных отношения: отношение Бога, представленного царем, который многое прощает, потому что Бог всегда прощает, и отношение человека. В божественном отношении справедливость пронизана милосердием, тогда как человеческое отношение ограничено справедливостью. Иисус увещевает нас смело открыться силе прощения, потому что мы знаем, что не все в жизни решается по справедливости. Нужна та милосердная любовь, которая также лежит в основе ответа Господа на вопрос Петра, предшествующий притче. Вопрос Петра звучит так: «Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз?». И Иисус ответил ему: «не говорю тебе: до семи, но до седмижды семидесяти раз». На символическом языке Библии это означает, что мы призваны всегда прощать!
Если бы прощение и милосердие были стилем нашей жизни...
Сколько страданий, сколько терзаний, сколько войн можно было бы избежать, если бы прощение и милосердие были стилем нашей жизни! Даже в семье, даже в семье: сколько разрозненных семей, не умеющих прощать друг друга, сколько братьев и сестер, у которых эта обида внутри. Необходимо применять милосердную любовь во всех человеческих отношениях: между супругами, между родителями и детьми, внутри наших общин, в Церкви, а также в обществе и политике. (...)
Прощение - это не мгновение, это непрерывный процесс
Простить нелегко, потому что в тихие минуты человек говорит: «Да, этот много раз делал мне плохо, но и я много раз делал плохо. Лучше простить, чтобы быть прощенным». Но потом обида возвращается, как назойливая летняя муха, которая возвращается, возвращается и возвращается... Прощение - это не мгновение, это непрерывный процесс, несмотря на эту обиду, эту ненависть, которая все время возвращается. Давайте подумаем о конце, давайте перестанем ненавидеть.
Прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим
Сегодняшняя притча помогает нам полностью понять смысл той фразы, которую мы произносим в молитве Отче наш: «Прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим». В этих словах заключена решающая истина. Мы не можем ожидать у Бога прощения для себя, если сами не прощаем ближнего. Есть условие - думай о конце, о Божьем прощении, и перестань ненавидеть - прогони обиду, эту надоедливую муху, которая все время возвращается. Если мы не приложим усилий, чтобы прощать и любить, мы тоже не будем прощены и не будем любимы.
Вверим себя материнскому заступничеству Богородицы: Да поможет Она нам осознать, сколь многим мы обязаны Богу, и всегда помнить о Нем, чтобы сердце наше было открыто для милосердия и добра.
/ Франциск /
---
Любящий Отче
Я прошу сегодня благодати Твоей, чтобы простить мне всех людей, которых я встретил в моей жизни, также самого себя, потому что Ты мне простил. Я знаю, что Ты дашь мне силы для того, чтобы я смог это сделать, и благодарю Тебя за то, что Ты любишь меня больше, чем я сам себя люблю, и больше желаешь моего счастья, чем я сам его желаю. Благодарю Тебя, Господи, за эту благодать.
Аминь.
Comments