Введение Пресвятой Девы Марии во храм — один из последних акцентов литургического календаря перед началом Адвента. Наряду с праздником Рождества Пресвятой Богородицы воспоминание Введения Богородицы — отмечаемое 21 ноября — является ещё одним днём, посвящённым Марии, содержание и символика которого восходят к апокрифическим текстам. Подобно празднику Рождества Богородицы, основным источником этой традиции является написанное около 140 года Протоевангелие Иакова.
В этом тексте описывается жизнь Марии от Её рождения до бегства в Египет с Младенцем Иисусом и Святым Иосифом во время избиения младенцев при царе Ироде. Введение Богородицы во храм логически связано с Её рождением. Анна и Иоаким, родители Марии, долго страдали от бесплодия, и потому рождение Марии стало для них чудом и великой благодатью Божьей.
Родители, искренне любящие Бога, всегда посвящали Ему своих детей как до, так и после их рождения. Среди евреев существовала традиция иногда посвящать новорождённых Богу: их приводили в храм, где проходила церемония посвящения. Затем они жили при храме и служили священникам и левитам в их обязанностях. Примером такого посвящения являются Самуил и другие святые. Также существовали помещения для женщин, преданных служению Богу.
Евангелие ничего не говорит нам о детстве Марии; Её титул Матери Божией затмевает всё остальное. Однако традиция более подробно сообщает, что Пресвятая Дева в детстве была торжественно посвящена Богу в Его храме. Это посвящение и является темой праздника, который мы отмечаем сегодня. Этот жертвенник маленькой Марии включает в себя все условия самого совершенного жертвоприношения: оно было готовым, щедрым, радостным, окончательным и безусловным. Как же оно должно было быть угодно Господу!
Марии было всего три года, но в Её душе уже обитала Святая Троица, находя в ней Свою радость, а Бог предвидел близкий день, когда Она добавит к Своим многочисленным славам неповторимый ореол Божественного материнства. Где, как не вдали от мира, в стенах храма, могла Мария лучше всего подготовиться к Своей миссии? Двенадцать лет уединения, молитвы и созерцания стали подготовкой для Избранницы Божией.
Согласно святому Иерониму, день Марии в храме был разделён следующим образом: с рассвета до девяти утра Она молилась; с девяти до трёх работала руками; затем возвращалась к молитве, пока не приходил ангел, чтобы принести Ей пищу. Она всегда была первой в бодрствовании, самой старательной в учении, самой усердной в пении псалмов, самой ревностной в делах милосердия, самой чистой среди своих девственных спутниц, самой совершенной в практике всех добродетелей.
Мария в день Своего введения во храм предстает перед нами как знаменосец христианской девственности. После Неё придут бесчисленные легионы дев, посвящённых Господу, как в миру, так и под сенью алтарей. Мария будет их вечным образцом, их преданной покровительницей, их надёжным путеводителем на пути к совершенству.
/ Аббат Леон Жо. Жизнь святых на каждый день года. Тур 1950 /
---
О Всесвятая Дева, Царица Неба и земли, прежде всех веков избранная Невеста Божия, Ты в последнее время пришла в храм законный для помолвки Жениху Небесному!
Ты оставила людей и дом отца Своего, чтобы принести Себя в жертву – чистую непорочную – Богу. Ты первая дала обет постоянного девства. Помоги и нам хранить себя в чистоте и страхе Божием в течение всех дней жизни нашей, чтобы мы были храмами Духа Святого. Особенно помоги всем, кто в монастырях живут и обручили себя на служение Богу, подражать Тебе, в чистоте девства проводить жизнь свою, но с юных лет нести благое и легкое иго Христово, свято хранить обеты свои. Ты, Всечистая, проведшая все дни юности Своей в храме Господнем вдали от искушений мира сего, в постоянном молитвенном стоянии, во всяком телесном и духовном воздержании, помоги и нам отбивать от себя искушения враждебные, которые от тела, мира и дьявола приходят на нас. с юных лет наших. Помоги нам побеждать их молитвой и постом.
Ты, пребывая с ангелами в храме Господнем, украсилась всеми добродетелями, а больше всего смирением, чистотой и любовью, достойно воспитала Себя, чтобы быть готова вместить телом невместимое Слово Божие, позволь и нам, гордостью овладевшие, несдержанностью и ленивостью, облечься в всякое духовное совершенство, чтобы каждый из нас по Твоей помощи приготовил одежду свадебную для души своей и масло добрых дел, чтобы мы не нагими, а готовыми вышли навстречу бессмертному Жениху нашему и Сыну Твоему – Христу Спасителю и Богу нашему, и чтобы Он принял нас с разумными девами в райские дома, где со святыми сподобил нас прославлять всесвятое имя Отца, и Сына, и Святого Духа и Твое милостивое покровительство всегда, ныне и постоянно, и во веки веков.
Аминь.
Comments