top of page

ИИСУС В ЕВХАРИСТИИ ЗАСТАВЛЯЕТ НАС ВСТАТЬ И "НА-СТУПАТЬ"

Каково же значение сегодняшнего торжества, Тела и Крови Христовых? Об этом нам говорит само богослужение, которое мы сейчас совершаем, осуществляя жесты, имеющие для него особый смысл


После интенсивного и напряженного периода литургического года, который, будучи сконцентрирован на Пасхе, разворачивается на протяжении трех месяцев, – сначала сорок дней Великого Поста, затем пятьдесят дней пасхального времени, – литургия дает нам возможность отметить один за другим целых три праздника: Пресвятой Троицы, затем Corpus Domini, и, наконец, Пресвятого Сердца Иисуса. Каково же значение сегодняшнего торжества, Тела и Крови Христовых? Об этом нам говорит само богослужение, которое мы сейчас совершаем, осуществляя жесты, имеющие для него особый смысл: прежде всего, мы собрались вокруг алтаря Господня, чтобы пребывать вместе в Его присутствии; во-вторых, состоится процессия, чтобы идти с Господом; и, наконец, коленопреклонение пред Господом, адорация, которая начинается уже во время Мессы и продолжается всю процессию, но достигает кульминации в заключительный момент евхаристического благословения, когда все мы простремся ниц пред Тем, Кто склонился к нам и отдал жизнь ради нас. Остановимся вкратце на этих трех моментах, поскольку они являются поистине выражением нашей веры и жизни.


Первое наше действие – собраться вместе в присутствии Господа


Итак, первое наше действие – это собраться вместе в присутствии Господа. В древности это называлось "statio", стояние. Вообразим на мгновение, что во всем Риме есть всего лишь этот, один-единственный алтарь, и что все христиане города приглашены собраться здесь, чтобы прославлять умершего и воскресшего Господа. Это дает нам представление о том, как вначале в Риме и во многих других городах, которых достигла евангельская весть, происходила евхаристическая литургия: в каждой поместной Церкви был один епископ, и вокруг него, вокруг совершаемой им Евхаристии, созидалась община, единая, потому что едиными были освященная чаша и преломленный хлеб, как мы слышали в словах апостола Павла во втором чтении (ср. 1 Кор 10, 16-17). Здесь вспоминается еще одно знаменитое выражение Павла: " Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе" (Гал 3, 28). "Все вы одно!" В этих словах слышна истина и сила христианской революции, – самой глубокой революции в человеческой истории, которая ощущается именно вокруг Евхаристии: здесь собираются в присутствии Господа люди разного возраста, пола, социального положения, политических идей.


Евхаристия является публичным культом, который не имеет ничего общего с эзотерикой


Евхаристия ни в коем случае не может быть частным фактом, зарезервированным за лицами, избранными в силу родства или дружбы. Евхаристия является публичным культом, который не имеет ничего общего с эзотерикой, с "эксклюзивностью". Также и здесь, этим вечером, не мы избрали, с кем нам встретиться: мы пришли и находимся рядом друг с другом, объединенные верой и призванные стать единым телом, разделяя единый Хлеб, Который есть Христос. Мы едины, невзирая на наши национальные, профессиональные различия, социальное сословие, политические идеи: мы открываемся друг другу, чтобы стать единым целым исходя из Него. С самого начала эта черта христианства проявлялась воочию вокруг Евхаристии, и следует быть внимательными к тому, чтобы периодически возникающие искушения партикуляризма, пусть даже и с благими намерениями, не увели фактически в противоположном направлении. Поэтому, Торжество Corpus Domini напоминает нам прежде всего об этом: что быть христианами – значит собираться отовсюду, чтобы находиться в присутствии единого Господа и становиться одним целым в Нем и с Ним.


Второй составной элемент – это идти по жизни вместе с Господом


Второй составной элемент – это идти по жизни вместе с Господом. Символически это выражается процессией, которую мы совершим по окончании Святой Мессы, как ее естественное продолжение, двигаясь вслед за Тем, Кто есть одновременно и Путь и средство для прохождения этого Пути. Даруя Самого Себя в Евхаристии, Господь Иисус освобождает нас от нашего "паралича", заставляет нас встать и "на-ступать", то есть, сделать один шаг вперед, затем – другой и так ставит нас на путь силою этого Хлеба жизни, – как это произошло с пророком Илией, укрывшимся в пустыне из-за страха перед своими врагами и решившим умереть (ср. 3 Цар 19, 1-4). Но Бог разбудил его ото сна и оставил около него только что испеченную пшеничную лепешку: "Ешь [и пей], – сказал Он ему, – ибо дальняя дорога пред тобою" (3 Цар 19, 5.7).


Евхаристия желает освободить нас от всякого упадка сил и отчаяния, заставляет нас подняться


Процессия Corpus Domini учит, что Евхаристия желает освободить нас от всякого упадка сил и отчаяния, заставляет нас подняться, чтобы мы смогли вновь вступить на путь с силою, которую Бог дарует нам через Иисуса Христа. Это опыт народа Израиля при исходе из Египта, долгое паломничество через пустыню, о котором говорилось в первом Чтении. Опыт, который для Израиля является образующим, для всего человечества оказался образцовым. В самом деле, выражение "Не одним хлебом живет человек, но всяким [словом], исходящим из уст Господа" (Втор 8, 3) является универсальным, которое относится к каждому человеку как таковому. Каждый человек может найти собственный путь, если встретит Того, Кто есть Слово и Хлеб жизни, и позволит вести себя Его дружелюбным присутствием. Без Бога-с-нами, близкого нам Бога, разве можем мы выдержать странствие жизни, будь то поодиночке, или же в обществе или семье народов? Евхаристия – это Таинство Бога, Который не оставляет нас в пути, но встает рядом с нами и указывает нам направление. Ведь действительно, недостаточно идти вперед, необходимо видеть, куда мы идем! Недостаточно самого факта "продвижения вперед", если при этом отсутствуют ориентировочные критерии. Более того, если бежать по бездорожью, то есть риск упасть с обрыва, или вообще стремительно удалиться от цели. Бог создал нас свободными, но не бросил нас одних: Он Сам соделался "путем" и пришел идти по нему с нами, чтобы у нашей свободы был также критерий, помогающий распознать правильную дорогу и идти по ней.


Третий элемент торжества - коленопреклонение в любовном обожании пред Господом


И здесь нельзя не вспомнить о начале "Декалога", десяти заповедей, где говорится: "Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим" (Исх 20, 2-3). В этих словах мы находим смысл третьего установительного элемента торжества Corpus Domini: коленопреклонение в любовном обожании пред Господом. Поклоняться Богу Иисуса Христа, сделавшегося из любви преломленным хлебом – вот самое радикальное и действенное средство против вчерашнего и сегодняшнего идолопоклонничества.


Преклонять колени перед Евхаристией – значит исповедовать свободу


Преклонять колени перед Евхаристией – значит исповедовать свободу: кто поклоняется Иисусу, тот не может и не должен простираться ниц ни перед какой земной властью, сколь бы сильной она ни была. Мы, христиане, преклоняем колени лишь перед Богом, перед Пресвятым Таинством, поскольку в нем – мы знаем и веруем – присутствует единственно истинный Бог, Который сотворил мир, и Он его так возлюбил, что отдал Своего единородного Сына (ср. Ин 3, 16). Мы простираемся ниц пред Богом, Который первым склонился к человеку, как Добрый Самарянин, чтобы помочь ему и вернуть его к жизни, и встал на колени перед нами, чтобы омыть наши нечистые ноги. Поклоняться Телу Христову – значит верить в то, что там, в этом куске хлеба, действительно есть Христос, придающий истинный смысл жизни, огромной вселенной, так же, как и самому маленьком творению, всей человеческой истории, так же, как и самому краткому существованию. Адорация – это молитва, продолжающая богослужение и евхаристическое причастие, и душа продолжает питаться в этой молитве: она питается любовью, истиной, миром; она питается надеждой, ибо Тот, перед Которым мы простираемся ниц, не судит нас, не подавляет, но освобождает и преобразует.


Вот почему эти действия – собраться вместе, идти и поклоняться – наполняют нас радостью. Подражая молитвенному благоговению Марии, Которую мы в этом месяце особо поминаем, помолимся о нас и обо всех; помолимся о каждом человеке, живущем в этом городе, дабы он смог познать Тебя, Отче, и Того, Которого Ты послал, Иисуса Христа. И таким образом иметь жизнь в изобилии.


Аминь.


/ Бенедикт XVI. 22.05.2006 /



bottom of page