И когда приблизились к Иерусалиму и пришли в Виффагию к горе Елеонской, тогда Иисус послал двух учеников, сказав им: пойдите в селение, которое прямо перед вами; и тотчас найдёте ослицу привязанную и молодого осла с нею; отвязав, приведите ко Мне. И если кто скажет вам что-нибудь, отвечайте, что они надобны Господу; и тотчас пошлёт их. Всё же сие было, да сбудется сказанное через пророка, который говорит: «скажите дщери Сионовой: се, Царь твой грядет к тебе кроткий, сидя на ослице и молодом осле, сыне подъяремной». Ученики пошли, и поступили так, как повелел им Иисус. Привели ослицу и молодого осла и положили на них одежды свои, и Он сел поверх их. Множество же народа постилали свои одежды по дороге; а другие резали ветви с дерев и постилали по дороге. Народ же, предшествовавший и сопровождавший, восклицал: осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних! И когда вошёл Он в Иерусалим, весь город пришёл в движение и говорил: кто Сей? Народ же говорил: Сей есть Иисус, Пророк из Назарета Галилейского. (Мф 21, 1-11)
Мы празднуем Вход Господень в Иерусалим
Нынешний праздник, если так можно выразиться, есть горький праздник. Он и радостный, и скорбный одновременно. Мы празднуем Вход Господень в Иерусалим, вход под радостные возгласы Его учеников, именующих Его Царем. И, вместе с тем, мы с тою же торжественностью зачитываем Евангелие Страстей Господних. В этом поразительном контрасте наши сердца соприкасаются, хоть и в незначительной степени, с тем, что, вероятно, пережил Сам Иисус, когда Он, входя в Иерусалим, одновременно и радовался вместе с учениками, и плакал об этом городе.
Он входит в Иерусалим как подлинный Мессия
Прозвучавший сегодня евангельский фрагмент повествует о том, как Иисус спускался с горы Елеонской, верхом на необъезженном молодом осле. В тексте описан энтузиазм учеников, приветствующих Наставника радостными возгласами, так что мы можем представить себе взволнованные чувства детей и молодежи города, вдруг пришедшего в движение. Сам Иисус видит в этом ликующем приеме ту всепобеждающую силу правды, которая была обетована Богом. Он говорит шокированным фарисеям: «Если они замолчат, камни возопиют» (ср. Лк 19, 40). Иисус входит таким образом в Святой Град не в качестве фантазера, пророка «нью эйдж» или самозванца. Он входит как подлинный Мессия, принявший облик раба, раба Бога и людей, устремившийся навстречу Своим Страстям. Он – тот великий «пациент», который возьмет на себя болезни всего человечества. И сейчас, когда мы радостно приветствуем нашего Царя, вспомним также и о страданиях, которые Ему предстоит вынести на этой неделе. Давайте вспомним, об обрушившихся на Него клевете и оскорблениях, ловушках и предательстве, приговоре неправедного суда, заушениях, ударах плетью и терновом венце… И о Крестном пути, ведущем на распятие.
Всё касается также и нас
Обо всём этом Иисус прямо говорил Своим ученикам: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф 16,24). Иисус никогда никому не обещал почести и успех. В Евангелиях ясно сказано об этом. Он постоянно предупреждал Своих учеников, что именно таков Его путь – путь, на котором окончательный триумф достигается через Страсти и Крест. Всё это касается также и нас. Так испросим же для себя у Господа необходимую благодать, чтобы верой последовать за Иисусом, последовать не на словах, а на деле. Испросим также терпение, необходимое, чтобы нести свой крест, не отрекаясь от него и не откладывая его в сторону, а напротив, искать его, принять и нести ежедневно.
Иисус, кроткий Царь правды, милосердия и мира
Иисус разрешает приветствовать Себя возгласами «Осанна!», хотя хорошо знает, что вскоре раздастся крик: «Распни Его!» Он не желает, чтобы мы воспринимали Его исключительно изображенным на картинках, на фото или видео, циркулирующих в интернете. Нет, Он пребывает в наших многочисленных братьях и сестрах, принимая их актуальные страдания как Свои собственные: страдания от рабского труда, от семейных трагедий, от болезней… Они страдают от войн и терроризма, ставших следствием чьих-то интересов, из-за которых в руки берут оружие и готовятся убивать. Господь пребывает в женщинах и мужчинах, ставших жертвами обмана и попрания человеческого достоинства, выброшенных на социальные обочины… Иисус присутствует в них, в каждом из них, и, с этим обезображенным лицом и прерывистым голосом, просит, чтобы Ему взглянули в глаза, чтобы Его узнали, чтобы Его полюбили. И это – не какой-то другой Иисус, но как раз тот самый Иисус, Который вошел в Иерусалим на фоне колыхающихся пальмовых ветвей. Это – тот же самый Иисус, Который был пригвожден ко кресту и умер между двумя преступниками. У нас нет другого Господа, кроме Него, Иисуса, кроткого Царя правды, милосердия и мира.
/ Франциск /
---
Вспомни, Иисусе
Иисусе Христе, вечное наслаждение всех любящих Тебя, наивысшая радость и чаяние, истинное спасение и надежда всех грешных.
Ты, Господи, безмерно сострадающий и желающих спасения людям, вочеловечился в урочный час. Вспомни, Иисусе, все, что Ты претерпел от начала и особенно во время святых Твоих Страданий по предопределению и воле Всевышнего.
Вспомни, Владыко, как на Тайной Вечере с учениками, омыв им ноги, Ты дал Свое Пречистое Тело и драгоценную Кровь, и, даруя утешение со свойственной Тебе добротою, предсказал близкую Свою смерть.
Вспомни тоску и ужас, которые Ты испытал в угнетенной душе, признавшись среди избранных "Скорбит душа Моя смертельно". Вспомни все страдания, тревогу и боль, которые перенес Ты перед Распятием на Гефсиманском молении, когда предал Тебя Твой ученик Иуда, и наложили на Тебя руки по ложному свидетельству, и неправедно осудили Тебя три судии накануне праздника Пасхи.
Вспомни, как Тебя бичевали, как обнажили и одели, насмехаясь, в багряницу, и возложили терновый венец, и дали в руки трость, и закрывали Тебе глаза, и заушали, и плевали.
Ради памяти об этих унижениях и страданиях, которые Ты понес прежде Крестных Мучений - да святится имя Твое, - даруй мне перед смертью придти в истинное смирение и с искренним раскаянием получить прощение грехов.
Аминь.
Comments