В то время: Иисус пошёл на гору Елеонскую. А утром опять пришёл в храм, и весь народ шёл к Нему. Он сел и учил их. Тут книжники и фарисеи привели к Нему женщину, взятую в прелюбодеянии, и, поставив её посреди, сказали Ему: Учитель! эта женщина взята в прелюбодеянии. А Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь? Говорили же это, искушая Его, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его. Но Иисус, наклонившись низко, писал перстом на земле, не обращая на них внимания. Когда же продолжали спрашивать Его, Он, восклонившись, сказал им: кто из вас без греха, первый брось на неё камень. И опять, наклонившись низко, писал на земле. Они же, услышав то, и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних; и остался один Иисус и женщина, стоящая посреди. Иисус, восклонившись и не видя никого, кроме женщины, сказал ей: женщина! где твои обвинители? никто не осудил тебя? Она отвечала: никто, Господи. Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши. (Ин 8, 1-11)
Иисус и милосердие Бога
В это пятое воскресенье Великого Поста литургия представляет нам эпизод с женщиной, взятой в прелюбодеянии. Здесь противопоставлены два подхода: книжников и фарисеев, с одной стороны, и Иисуса, с другой. Первые хотят осудить женщину, потому что считают себя хранителями закона и его добросовестного исполнения. Иисус, с другой стороны, хочет спасти ее, потому что Он олицетворяет милосердие Бога, Который дает искупление через прощение и обновление через примирение.
Говорили же это, искушая Его, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его
Итак, давайте посмотрим на это событие. Когда Иисус учит в храме, книжники и фарисеи приводят к Нему женщину, пойманную в прелюбодеянии; они ставят её посреди и спрашивают Иисуса, следует ли побить ее камнями, как предписывает Закон Моисеев. Евангелист уточняет, что они задавали вопрос, «искушая Его, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его» . Можно предположить, что цель их была такова — нам видно коварство этих людей: «нет» побиванию камнями было бы поводом обвинить Иисуса в непослушании Закону; «да», с другой стороны, позволило бы им донести это до римской власти, которая оставляла приговоры себе и не допускала народного линчевания. И Иисус должен ответить.
Иисус пришел в мир не судить и осуждать, а спасти и предложить людям новую жизнь
Собеседники Иисуса зажаты в узких рамках легализма и хотят заключить Сына Божьего в свою перспективу суда и осуждения. Но Он пришел в мир не судить и осуждать, а спасти и предложить людям новую жизнь. И как Иисус реагирует на этот вопрос? Прежде всего Он некоторое время молчит и наклоняется, чтобы писать пальцем на земле, как бы вспоминая, что единственный Законодатель и Судья — это Бог, начертавший Закон на камне. И затем Он говорит: «кто из вас без греха, первый брось на неё камень». Таким образом, Иисус взывает к совести этих людей: они чувствовали себя «поборниками справедливости», но Он призывает их к осознанию своего положения грешных людей, из-за которого они не могут претендовать на право жизни и смерти над себе подобными. В этот момент один за другим, начиная со старших, то есть наиболее испытанных в своих несчастьях, все они стали уходить , отказавшись побить женщину камнями. Эта сцена также напоминает каждому из нас осознать, что мы грешники, и чтобы и наши руки не бросали камни клеветы и осуждения, болтовни, которые нам иногда хотелось бы кинуть в других. Когда мы плохо отзываемся о других, бросаем камни, мы такие.
Иди и впредь не греши
В конце концов, остаются только Иисус и женщина, там, посередине: «несчастная и милосердие», говорит св. Августин. Иисус — единственный невиновный, единственный, Кто мог бы бросить в нее камень, но Он этого не делает, потому что Бог хочет не «смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был». И Иисус отпускает женщину такими замечательными словами: «иди и впредь не греши». Таким образом Иисус открывает перед ней новый путь, созданный милостью, путь, который требует от нее больше не грешить. Это приглашение относится к каждому из нас: когда Иисус прощает нас, Он всегда открывает нам новый путь для продвижения вперед. В это время Великого Поста мы призваны осознать себя грешниками и просить у Бога прощения, а прощение, в свою очередь, примиряя и умиротворяя нас, заставляет начать новый период нашей истории. Каждое истинное обращение направлено на новое будущее, новую жизнь, прекрасную жизнь, жизнь без греха, жизнь щедрую. Давайте не будем бояться просить у Иисуса прощения, потому что Он открывает нам дверь в эту новую жизнь. Да поможет нам Дева Мария свидетельствовать всем о милосердной любви Бога, Который в Иисусе прощает нас и обновляет наше существование, всегда предлагая нам новые возможности.
/ Франциск /
---
Молитва сокрушения о грехах
Господи, мы согрешили, но Ты не помяни греха и исцели нас благодатью Своей. Дай нам, грешным, обрести Твоё прощение и примирение с общиной Церкви. Соделай, дабы мы в искреннем покаянии обновили завет с Тобою и исправили наши вины пред Твоей благостью и премудростью. Очисти нас и обнови, дабы мы могли лучше свидетельствовать о Тебе; помилуй тех, кого мы ввели в соблазн.
Господи, мы согрешили, но мы веруем в Твоё милосердие и уповаем на него; обрати нас, да свернём с ложных путей. Прими наше раскаяние, ибо уповающий на Тебя не постыдится. Мы согрешили, не исполняя заповеди Твои, и отступили от Тебя. Возврати нам радость, о Господи, оправдай нас и даруй нам мир.
Аминь.
Comments