В то время: Иисус восходил в Иерусалим. И когда приблизился к Виффагии и Вифании, к горе, называемой Елеонскою, послал двух учеников Своих, сказав: пойдите в противолежащее селение; войдя в него, найдёте молодого осла привязанного, на которого никто из людей никогда не садился; отвязав его, приведите. И если кто спросит вас: «зачем отвязываете?», скажите ему так: «он надобен Господу». Посланные пошли и нашли, как Он сказал им. Когда же они отвязывали молодого осла, хозяева его сказали им: зачем отвязываете ослёнка? Они отвечали: он надобен Господу. И привели его к Иисусу; и, накинув одежды свои на ослёнка, посадили на него Иисуса. И, когда Он ехал, постилали одежды свои по дороге. А когда Он приблизился к спуску с горы Елеонской, всё множество учеников начало в радости велегласно славить Бога за все чудеса, какие видели они, говоря: Благословен Царь, грядущий во имя Господне! мир на небесах и слава в вышних! И некоторые фарисеи из среды народа сказали Ему: Учитель! запрети ученикам Твоим. Но Он сказал им в ответ: сказываю вам, что если они умолкнут, то камни возопиют. (Лк 19, 28-40)
Как Иисус вошел в Иерусалим, Он хочет войти в наши города и нашу жизнь
«Благословен грядущий во имя Господне», - радостно восклицала толпа Иерусалима, приветствуя Иисуса. Да, как Он вошел в Иерусалим, Он хочет войти в наши города и нашу жизнь. Как и в Евангелии, верхом на осленке, Он приходит к нам смиренно, но идет «во имя Господне»: силою Своей божественной любви прощает наши грехи и примиряет нас с Отцом и с нами самими. Иисус доволен проявлением радости в народе, и когда фарисеи просят Его заставить замолчать детей и остальных, приветствующих Его, Он отвечает: «сказываю вам, что если они умолкнут, то камни возопиют». Ничто не могло остановить энтузиазм по поводу появления Иисуса; ничто не мешает нам найти в Нем источник нашей радости, истинной радости, которая пребывает в нас и дает нам покой; потому что только Иисус спасает нас от сетей греха, смерти, страха и печали.
Господь спас нас не торжественным входом или могучими чудесами
Но сегодняшняя Литургия учит нас тому, что Господь спас нас не торжественным входом или могучими чудесами. Апостол Павел во втором чтении резюмирует путь искупления двумя глаголами: «уничижил» Самого Себя и «смирил» Себя. Эти два глагола говорят нам, как далеко зашла Божья любовь к нам. Иисус уничижил Себя: Он отрекся от славы Сына Божия и стал Сыном Человеческим, чтобы быть солидарным с нами, грешными, во всем; но Он был без греха. Мало того: Он жил среди нас в «образе раба»: не как царь и не как князь, а как раб. Так Он смирил Себя, и бездна Его унижения, которую показывает нам Страстная седмица, кажется бездонной. Первый жест этой любви «до конца» есть омовение ног. «Господь и Учитель» низводится к ногам учеников, как это делали только рабы. Он показал нам своим примером, что мы нуждаемся в Его любви, которая склоняется над нами; мы не можем обойтись без Него, мы не можем любить, не дав Ему прежде полюбить нас, не испытав Его удивительной нежности и не приняв того, что истинная любовь состоит в конкретном служении.
Любовь Христа достигает своей вершины
Но это только начало. Унижение, которому подвергается Иисус, становится крайним в Страстях: Его продают за тридцать сребреников, и делает это поцелуем Его ученик, которого Он выбрал и назвал другом. Почти все остальные бегут и бросают Его; Петр трижды отрекается от Него во дворе храма. Униженный в душе насмешками, оскорблениями и плевками, Он терпит зверское насилие в теле Своем: побои, бичи и терновый венец делают Его облик неузнаваемым. Он также терпит позор и несправедливое осуждение властей, религиозных и политических: Его делают греховным и признают несправедливым. Затем Пилат отправляет Его к Ироду, а тот отправляет Его обратно к римскому правителю: в то время как Ему отказывают во всякой справедливости, Иисус также чувствует равнодушие, потому что никто не хочет брать на себя ответственность за Его судьбу. (...) Толпа, приветствовавшая Его незадолго до этого, превращает похвалу в крик обвинения, даже предпочитая, чтобы вместо Него был отпущен убийца. Так приходит смерть на кресте, самая мучительная и позорная, уготованная предателям, рабам, злейшим преступникам. Одиночество, клевета и боль — это еще не кульминация Его унижения. Чтобы быть в полной солидарности с нами, на кресте Он также испытывает таинственное оставление Отцом. Однако в этой оставленности Он молится и вверяет Себя: «Отче! в руки Твои предаю дух Мой». Повешенный на кресте, помимо насмешек, Он сталкивается с высшим искушением: провокацией сойти с креста, победить зло силой и явить лик могущественного и непобедимого Бога. Вместо этого Иисус прямо здесь, на пике уничижения, открывает истинное лицо Бога, Который есть милосердие. Он прощает тех, кто Его распинает, Он открывает райские врата кающемуся разбойнику и Он касается сердца сотника. Если тайна зла непостижима, то реальность Любви, излитой через Него, бесконечна, доходит даже до гроба и до преисподней. Он берет на Себя всю нашу боль, чтобы искупить ее, принося свет во тьму, жизнь в смерть, любовь в ненависть.
Иисус приходит, чтобы спасти нас
Божий образ действий может казаться нам очень далеким: Он уничижил Самого Себя для нас, тогда как нам кажется трудным хоть немного забыть о себе. Он приходит, чтобы спасти нас; мы призваны избрать Его путь: путь служения, даяния, самозабвения. Мы можем вступить на этот путь, останавливаясь в эти дни, чтобы посмотреть на Распятие, это - «престол Божий». На этой неделе я приглашаю вас почаще смотреть на этот «престол Божий», учиться смиренной любви, которая спасает и дает жизнь, отречься от эгоизма, в поисках власти и славы. Своим унижением Иисус приглашает нас пойти по Его пути. Обратим к Нему свой взор, попросим благодати понять хоть что-нибудь из этой тайны Его уничижения для нас; и так, в тишине, мы созерцаем тайну этой недели.
/ Франциск /
---
Вспомни, Иисусе
Иисусе Христе, вечное наслаждение всех любящих Тебя, наивысшая радость и чаяние, истинное спасение и надежда всех грешных.
Ты, Господи, безмерно сострадающий и желающих спасения людям, вочеловечился в урочный час. Вспомни, Иисусе, все, что Ты претерпел от начала и особенно во время святых Твоих Страданий по предопределению и воле Всевышнего.
Вспомни, Владыко, как на Тайной Вечере с учениками, омыв им ноги, Ты дал Свое Пречистое Тело и драгоценную Кровь, и, даруя утешение со свойственной Тебе добротою, предсказал близкую Свою смерть.
Вспомни тоску и ужас, которые Ты испытал в угнетенной душе, признавшись среди избранных "Скорбит душа Моя смертельно". Вспомни все страдания, тревогу и боль, которые перенес Ты перед Распятием на Гефсиманском молении, когда предал Тебя Твой ученик Иуда, и наложили на Тебя руки по ложному свидетельству, и неправедно осудили Тебя три судии накануне праздника Пасхи.
Вспомни, как Тебя бичевали, как обнажили и одели, насмехаясь, в багряницу, и возложили терновый венец, и дали в руки трость, и закрывали Тебе глаза, и заушали, и плевали.
Ради памяти об этих унижениях и страданиях, которые Ты понес прежде Крестных Мучений - да святится имя Твое, - даруй мне перед смертью придти в истинное смирение и с искренним раскаянием получить прощение грехов.
Аминь.
Comments