В то время: Иисус, проходя, увидел человека, слепого от рождения. Ученики Его спросили у Него: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители Его, но это для того, чтобы на нём явились дела Божии. Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать. Доколе Я в мире, Я свет миру. Сказав это, Он плюнул на землю, сделал смесь из слюны и помазал смесью глаза слепому и сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам, что значит: «посланный». Он пошёл и умылся, и пришёл зрячим. Тут соседи и видевшие прежде, что он был слеп, говорили: не тот ли это, который сидел и просил милостыни? Иные говорили: это он. А иные: похож на него. Он же говорил: это я. Тогда спрашивали у него: как открылись у тебя глаза? Он сказал в ответ: Человек, называемый Иисус, сделал смесь, помазал глаза мои и сказал мне: «пойди на купальню Силоам и умойся». Я пошёл, умылся и прозрел. Тогда сказали Ему: где Он? Он отвечал: не знаю. Повели сего бывшего слепца к фарисеям. А была суббота, когда Иисус сделал смесь и отверз ему очи. Спросили его также и фарисеи, как он прозрел. Он сказал им: смесь положил Он на мои глаза, и я умылся, и вижу. Тогда некоторые из фарисеев говорили: не от Бога Этот Человек, потому что не хранит субботы. Другие говорили: как может человек грешный творить такие чудеса? И была между ними распря. Опять говорят слепому: ты что скажешь о Нём, потому что Он отверз тебе очи? Он сказал: это пророк. Тогда Иудеи не поверили, что он был слеп и прозрел, доколе не призвали родителей сего прозревшего. И спросили их: это ли сын ваш, о котором вы говорите, что родился слепым? как же он теперь видит? Родители сказали им в ответ: мы знаем, что это сын наш и что он родился слепым; а как теперь видит, не знаем, или кто отверз ему очи, мы не знаем. Сам в совершенных летах; самого спросите; пусть сам о себе скажет. Так отвечали родители его, потому что боялись Иудеев; ибо Иудеи сговорились уже, чтобы, кто признаёт Его за Христа, того отлучать от синагоги. Посему-то родители его и сказали: он в совершенных летах; самого спросите. Итак вторично призвали человека, который был слеп, и сказали ему: воздай славу Богу; мы знаем, что Человек Тот грешник. Он сказал им в ответ: грешник ли Он, не знаю; одно знаю, что я был слеп, а теперь вижу. Снова спросили его: что сделал Он с тобою? как отверз очи твои? Отвечал им: я уже сказал вам, и вы не слушали; что ещё хотите слышать? или и вы хотите сделаться Его учениками? Они же укорили его и сказали: ты ученик Его; а мы Моисеевы ученики. Мы знаем, что с Моисеем говорил Бог; Сего же не знаем, откуда Он. Человек прозревший сказал им в ответ: это и удивительно, что вы не знаете, откуда Он, а Он отверз мне очи. Но мы знаем, что грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает. От века не слыхано, чтобы кто отверз очи слепорождённому. Если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего. Сказали ему в ответ: во грехах ты весь родился, и ты ли нас учишь? И выгнали его вон. Иисус, услышав, что выгнали его вон, и найдя его, сказал ему: ты веруешь ли в Сына Божия? Он отвечал и сказал: а кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него? Иисус сказал Ему: и видел ты Его, и Он говорит с тобою. Он же сказал: верую, Господи! И поклонился Ему. И сказал Иисус: на суд пришёл Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы. Услышав это, некоторые из фарисеев, бывших с Ним, сказали Ему: неужели и мы слепы? Иисус сказал им: если бы вы были слепы, то не имели бы на себе греха; но как вы говорите, что видите, то грех остаётся на вас. (Ин 9, 1-41)
По крещальному пути
В эти Великопостные воскресенья посредством Евангелия от Иоанна богослужение позволяет нам пройти по подлинному крещальному пути: в прошлое воскресенье Иисус обещал самарянке дар «воды живой»; сегодня, исцеляя слепорожденного, Он открывает Себя как «Свет миру»; в следующее воскресенье, воскрешая Своего друга Лазаря, Он предстанет, как «воскресение и жизнь». Вода, свет, жизнь: это - символы Крещения, Таинства, которое «погружает» верующих в тайну смерти и воскресения Христа, освобождая их от рабства греху и даруя им жизнь вечную.
Исцеление слепорожденного
Остановимся вкратце на повествовании о слепорожденном. Согласно общему менталитету того времени, ученики считали само собою разумеющимся, что его слепота была последствием греха его или его родителей. Иисус опровергает это предвзятое мнение и утверждает: «не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии». Какое утешение принесли эти слова! Они позволяют услышать живой голос Бога, - прозорливой и премудрой Любви. Перед человеком, осененным ограниченностью и страданием, Иисус не думает о возможной виновности, а о воле Бога, создавшего человека ради жизни. Поэтому Он торжественно произносит: «Мне должно делать дела Пославшего Меня, …. Доколе Я в мире, Я свет миру», и сразу приступает к действию: смешивает землю со слюной и мажет глаза слепого. Это действие напоминает о творении (создании) человека, о котором Библия повествует через посредство символа земли: Бог создал человека из праха земного и вдунул в него дыхание жизни. Слово «Адам» означает «почва»; человеческое тело поистине создано из элементов земли. Исцеляя человека, Иисус осуществляет новое творение. Однако, исцеление это вызывает острый спор, поскольку Иисус делает это в субботу, тем самым нарушая – согласно фарисеям – заповедь о праздничном дне. Итак, в конце рассказа Иисус и слепорожденный оба оказываются «изгнанными вон» фарисеями: один потому, что преступил закон, другой же – потому, что, вопреки исцелению, все еще считается грешником от рождения.
Верую, Господи!
Слепорожденному Иисус открывает, что Он пришел в мир ради того, чтобы проводить суд: отличить исцеляемых слепых от тех, кто не позволяет себя исцелить, ибо они считают себя здравыми. В действительности, в человеке сильно искушение создать себе систему идеологической безопасности; сама религия может стать элементом этой системы, равно как атеизм или лаицизм; однако, делая это, он остается ослепленным собственным эгоизмом.
Позволим исцелить нас Иисусу, Который может и желает даровать нам свет Божий. Признаем свою слепоту, близорукость и, прежде всего, то, что Библия определяет как «великий грех» - гордыню. Да поможет нам в этом Пресвятая Мария, которая – зачавшая Христа во плоти – даровала миру истинный свет.
/ Бенедикт XVI /
---
Отверзи мне сердце моё
Господи Иисусе, прибегаю к Тебе и через Твою Пречистую Матерь молю Тебя, прими меня и избави от нужд.
Твердо верю, что Твоей Божественной силе и Твоей безмерной любви я могу передать все свои заботы.
Хочу любить Тебя всем сердцем моим и всею силою своею.
Сожалею о всех моих прегрешениях, с которыми к Тебе прихожу, и коленопреклоненно прошу Тебя, избави меня от них.
Отверзи мне сердце моё, да не оскорбляю Тебя и полностью предаю себя в Твои руки, ради имени Твоего да терплю и во всем верно да служу Тебе.
Молю Тебя, даруй мне Духа Святого, Духа прощения, да возлюблю ближнего своего, как самого себя.
Господи Иисусе, Ты всё можешь, преклоняюсь пред Тобой и прошу Тебя, помоги мне в моей беде...
Дай быть с Тобой единым и, вместе с Твоими родителями, Пресвятой Марией и Святым Иосифом, достигнуть вечной радости в лике Твоих служителей и Божьих детей.
Аминь.
Comments