В то время: Иисус сказал ученикам Своим: Если согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрёл ты брата твоего. Если же не послушает, возьми с собою ещё одного или двух, дабы устами двух или трёх свидетелей подтвердилось всякое слово. Если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь. Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе. Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего небесного. Ибо, где двое или трое собраны во имя Моё, там Я посреди них. (Мф 18, 15-20)
Братское исправление в общине верующих
В воскресном Евангелии, взятом из 18-й главы Евангелия от Матфея, представлена тема братского исправления в общине верующих: то есть, как я должен исправлять другого христианина, когда он делает что-то недоброе. Иисус учит нас, что если мой брат-христианин совершит против меня проступок, обидит меня, я должен проявить к нему милосердие и, прежде всего, поговорить с ним лично, объяснив ему, что то, что он сказал или сделал, нехорошо. Что, если мой брат меня не послушает? Иисус предлагает постепенное вмешательство: сначала вернитесь и поговорите с ним с двумя или тремя другими людьми, чтобы он лучше осознал ошибку, которую он совершил; если, несмотря на это, он не примет увещевания, нужно сообщить об этом общине; а если он и общины не слушает, то надо заставить его осознать тот раскол и разрыв, которые он сам произвел, сократив общение с братьями по вере.
Даже слова убивают
Этапы этого пути указывают на усилия, которые, по воле Господа, община должна приложить, сопровождая тех, кто совершает ошибки, дабы они не заблудились. Прежде всего, необходимо избегать шума новостей и сплетен общества - это первое, избегайте этого - «Пойди и обличи его между тобою и им одним». Отношение деликатное, благоразумное, смиренное, внимательное к тем, кто совершил проступок, избегающее того, чтобы слова могли ранить и убить брата. Потому что, знаешь, даже слова убивают! Когда я говорю плохо, когда навожу несправедливую критику, когда «обдираю» брата языком, это убивает его доброе имя! Даже слова убивают. Давайте обратим на это внимание.
Не унижать грешника
В то же время благоразумие говорить с ним наедине состоит в том, чтобы избежать ненужного унижения грешника. Это обсуждается между ними, никто об этом не знает. Это требование также учитывает последующую серию вмешательств, которая предполагает участие некоторых свидетелей, а затем и общественности. Цель – помочь человеку осознать, что он сделал, и что по своей вине обидел не одного, а всех. Но и помочь нам освободиться от гнева или обиды, которые только ранят: той горечи сердца, которая приносит гнев и обиду и которая приводит нас к оскорблению и агрессии. Очень плохо видеть, как из уст христианина исходит оскорбление или агрессия. Это ужасно. Понятно? Никаких оскорблений! Оскорблять – это не по-христиански. Понятно? Оскорблять – это не по-христиански.
Братское исправление — это аспект любви и общения, это взаимное служение
На самом деле перед Богом мы все грешники и нуждаемся в прощении. Каждый. Ведь Иисус сказал нам не судить. Братское исправление — это аспект любви и общения, которые должны царить в христианской общине, это взаимное служение, которое мы можем и должны оказывать друг другу. Исправление брата своего – это служение, и оно возможно и действенно лишь в том случае, если каждый человек сознает себя грешником и нуждается в прощении Господнем. Та же самая совесть, которая заставляет меня признать ошибку другого, и сперва напоминает мне, что я сам совершал ошибки и ошибаюсь много раз.
Мы все грешники и нуждаемся в прощении Господнем
По этой причине в начале Мессы нам предлагается каждый раз признать перед Господом, что мы грешники, выражая словами и жестами искреннее раскаяние нашего сердца. И мы говорим: «Помилуй меня, Господи. Я грешник! Я исповедую, Всемогущий Боже, свои грехи». И мы не говорим: «Господи, помилуй того, кто рядом со мной, или этого, грешника». Нет! «Помилуй меня!» Мы все грешники и нуждаемся в прощении Господнем. Именно Святой Дух говорит с нашим духом и заставляет нас осознать наши ошибки в свете слова Иисуса. И тот же самый Иисус приглашает всех нас, святых и грешников, к Своему столу, собирая нас с перекрестков улиц, из разных жизненных ситуаций (см. Мф 22, 9-10). И среди условий, которые являются общими для участников евхаристического богослужения, два являются основополагающими, два условия для хорошего прохождения Мессы: все мы грешники, и Бог каждому дает Свою милость. Это два условия, которые открывают дверь для хорошего входа в Мессу. Мы должны всегда помнить об этом, прежде чем идти к брату с братским исправлением.
/ Франциск /
---
Дай нам Духа Твоего, Господи
Дай нам Духа Твоего, Господи: Духа чистоты, чтобы мы самих себя видели, Духа смирения, чтобы мы самих себя слышали, Духа любви, чтобы мы Тебе служили, Духа веры, чтобы мы Тобою жили, Духа свободы, чтобы мы никогда Тебе не противились.
Дух Господень, освящай нашу любовь, освящай наше служение, освящай нашу свободу.
Помоги нам показывать дорогу другим, помоги нам быть Твоими посланниками, помоги, чтобы всё служило нам ко благу, помоги, чтобы наша благодарность была свидетельством, воздающим хвалу Твоей тайне.
Аминь.
Comments