В то время: Другую притчу предложил Иисус народу, говоря: Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своём. Когда же люди спали, пришёл враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушёл. Когда взошла зелень и показался плод, тогда явились и плевелы. Придя же, рабы домовладыки сказали ему: «господи! не доброе ли семя сеял ты на поле твоём? откуда же на нём плевелы?» Он же сказал им: «враг человек сделал это». А рабы сказали ему: «хочешь ли, мы пойдём, выберем их?». Но он сказал: «нет; чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы. Оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в связки, чтобы сжечь их; а пшеницу уберите в житницу мою». Иную притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своём, которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его. Иную притчу сказал Он им: Царство Небесное подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло всё. Всё сие Иисус говорил народу притчами, и без притчи не говорил им, да сбудется сказанное через пророка, который говорит: «отверзу в притчах уста Мои; изреку сокровенное от создания мира». Тогда Иисус, отпустив народ, вошёл в дом. И, приступив к Нему, ученики Его сказали: изъясни нам притчу о плевелах на поле. Он же сказал им в ответ: сеющий доброе семя есть Сын Человеческий; поле есть мир; доброе семя, это сыны Царствия, а плевелы — сыны лукавого; враг, посеявший их, есть диавол; жатва есть кончина века, а жнецы суть Ангелы. Посему, как собирают плевелы и огнём сжигают, так будет при кончине века сего. Пошлёт Сын Человеческий Ангелов Своих, и соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие. И ввергнут их в печь огненную: там будет плач и скрежет зубов. Тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их. Кто имеет уши слышать, да услышит! (Мф 13, 24-43)
Притча о добром семени и сорной траве
Последние два воскресенья литургия предлагает несколько евангельских притч, то есть кратких рассказов, которые Иисус использовал для того, чтобы возвещать толпам народа Небесное Царство. Среди притч, присутствующих в сегодняшнем отрывке из Евангелия, есть одна довольно сложная, которую Иисус поясняет ученикам: это притча о добром семени и сорной траве, в которой рассматривается проблема зла в мире и подчеркивается терпеливость Бога.
История зла в мире
Действие притчи разворачивается в поле, где хозяин сеет пшеницу; но ночью приходит враг и сеет плевелы: от этого слова в еврейском языке происходит корень имени Сатана, и оно содержит в себе понятие раздора. Все мы знаем, что демон является "сеятелем раздоров", тем, кто всегда пытается разделить людей, семьи, нации и народы. Слуги хотели сразу вырвать сорную траву, но хозяин запретил им это делать, объяснив почему: «Чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы». Потому что все мы знаем, что
плевел, когда растет, очень похож на пшеницу, и есть опасность их спутать.
Зло, существующее в мире, происходит не от Бога, а от Его врага
Из этой притчи можно извлечь два урока. Первый заключается в том, что зло, существующее в мире, происходит не от Бога, а от Его врага, сатаны. Обратите внимание: дьявол приходит сеять раздоры именно ночью, в темноте, в сумятице; он идет туда, где нет света, чтобы сеять раздор. Этот враг коварен: он посеял зло среди добра, так, что нам, людям, невозможно четко отделить их друг от друга; но Бог, в конце, сможет это сделать.
Нетерпение слуг и терпеливое ожидание владельца поля
И здесь мы подходим ко второй теме: противостояния между нетерпением слуг и терпеливым ожиданием владельца поля, который представляет Бога. Мы иногда очень торопимся судить, классифицировать, ставить сюда хороших, туда плохих… Вспомните молитву того надменного человека: "Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители…" Бог в отличие от нас умеет ждать. Он смотрит в "поле" жизни каждого человека с терпением и милосердием: Он видит гораздо лучше нас грязь и зло, но Он видит также ростки добра и ждет с доверием, чтобы они созрели. Бог терпелив, Он умеет ждать. Как это прекрасно: наш Бог – это терпеливый отец, Который ждет нас всегда, и ждет с щедрым и открытым сердцем, чтобы принять нас, чтобы простить нас. Он всегда прощает, если мы идем к Нему.
Зло не имеет ни первого ни последнего слова
Надежда хозяина поля основана на уверенности в том, что зло не имеет ни первого ни последнего слова. И именно благодаря этой терпеливой надежде Бога та же самая сорная трава, то есть, злое сердце со множеством грехов, в конце концов может стать добрым семенем. Но будьте внимательны: евангельское терпение не имеет ничего общего с равнодушием ко злу; нельзя путать добро и зло! Сталкиваясь с сорной травой в мире, ученик Господа призван подражать терпению Бога, питать свою надежду поддержкой несокрушимой уверенности в конечной победе добра, то есть Бога.
Зло будет искоренено и уничтожено
Действительно, в итоге зло будет искоренено и уничтожено: во время жатвы, то есть суда, жнецы выполнят приказ хозяина, отделив сорную траву, чтобы сжечь ее. В тот день последней жатвы судьей будет Иисус, Тот, Кто посеял доброе семя в мир и Сам стал "пшеничным зерном", умер и воскрес. В конце нас всех будут судить той же мерою, которой судили мы: милосердие, которое мы использовали к другим, будет проявлено и к нам.
Попросим Богородицу, нашу Матерь, помочь нам возрастать в терпении, надежде и милосердии со всеми нашими братьями.
/ Франциск /
---
О Святой Церкви
О Божественный Спаситель, Ты возлюбил Церковь Свою до крестного страдания; Ты обещал остаться с нами до конца времён. Утверди Церковь Твою и даруй ей силы выстоять в испытаниях.
Ты сказал, что вместе растут пшеница и плевелы; соделай, дабы слабость учеников Твоих не взяла верх над святостью в Церкви.
Даруй благодать делателям виноградника — всем верным, дабы в зной и среди забот они трудились ради умножения Твоей славы и на благо всех людей.
Пусть семя Слова Божия падёт на плодородную почву и принесёт плод во сто крат. Каждый, исповедующий Тебя, да исполняет свои обязанности достойно, где бы ни поставило его Провидение, а все да стремятся к единой цели — спасению всех людей.
Господи, Боже наш, Ты назвал Церковь Своим Царством на земле, в котором царит Твой Закон, где Твоя благость — скипетр, а сила Твоя — наша надежда.
Соделай, дабы мы помнили, что Твоё Царство ещё созидается, и самопожертвованием удостоились стать причастниками жизни в вечном Царствии Твоём.
Аминь.
Comentários